21 октября 2004 года. Известные своей честностью норвежцы, быть может, были чуточку огорчены, как это бывает у скандинавов, тем, что их рейтинг оказался несколько хуже рейтингов других северных наций в опубликованном вчера организацией "Transparency International" регулярном обзоре по вопросу коррупции во всем мире. Но наши друзья в Осло могут утешиться мыслью, что, хотя они чуть более коррумпированы, чем некоторые из их североевропейских соседей, они выглядят значительно лучше в сравнении с другими странами, где национальный доход существенно увеличивается благодаря нефти.
Нигерия, Ангола, Венесуэла, Эквадор, Россия: самые низкие рейтинги в этом обзоре у стран, которые качают нефть, но не делают почти ничего другого. Доходы от нефтедобычи в результате коррупции зачастую оседают в карманах богатой элиты, искажая экономику и политическую жизнь страны, имеющей несчастье обладать запасами нефти.
Для того чтобы превратить разведанные природные ресурсы из проклятья в благо, необходимы целенаправленные усилия со стороны компаний, занятых их добычей, и со стороны правительств как богатых, так и бедных стран. Недостаточно, как это делает администрация США в нефтяном секторе - притом, что, как ни странно, США имеют хорошие в целом показатели в преследовании американских компаний, которые дают взятки заграницей - указывать пальцем на правительства развивающихся стран и призывать их совершенствоваться. Для взяточничества нужны как взяткодатели, так и взяткополучатели. И, принимая во внимание слабость правительств во многих бедных странах, на богатые страны ложится обязанность делать максимум возможного, чтобы зарегистрированные в их странах компании не вступали в тайный сговор для подкупа развивающегося мира.
В этом помогло бы принуждение нефтяных компаний публиковать сведения о том, сколько они платят за аренду и по другим статьям расходов, где есть простор для взяток. Полезно было бы также ввести универсальный принцип, в соответствии с которым компании, зарегистрированные в богатых странах, могут быть подвергнуты уголовному преследованию за дачу взяток за рубежом. Необходимо международное сотрудничество, чтобы помешать действовать корпоративному закону Грешама (Gresham's Law), который гласит, что "плохие" деньги вытесняют "хорошие" (bad money drives out good), а в нашем конкретном случае помешать плохим компаниям из нерегулируемых стран вытеснить хорошие компании. Принятая Организацией экономического сотрудничества и развития конвенция о взяточничестве является доброй инициативой. Сегодня нужны смелые и скоординированные усилия всех богатых стран, чьи законы еще недостаточно жесткие, с тем чтобы подкрепить свою риторику законодательными актами.
В этом контексте следует сказать о тревожных сообщениях, что Великобритания под давлением английских предпринимателей, которые стремятся защитить свой экспорт, пытается "разжижить" предложенные меры контроля за деятельностью своего департамента гарантий по экспортным кредитам (export credits guarantee department). Невежественный меркантилизм нанес большой ущерб Великобритании, которая имеет печальную историю поощрения - даже субсидирования - продажи оружия в коррумпированных и деспотичных уголках земного шара. Пришло время покончить с этой несчастливой традицией.
Когда-нибудь придет счастливый день, когда каждый нефтедобытчик сможет выглядеть, как Норвегия. А до того злокачественную опухоль коррупции нужно вырезать. Правительства богатых стран должны сыграть свою роль в том, чтобы удалить ее навсегда.