С момента своего избрания в 2000 году президент Владимир Путин обещал бороться с непрекращающейся коррупцией в России и установить 'диктатуру закона'. Спустя четыре года коррупция не только не уменьшилась, но, по мнению специалистов, может разрастись еще больше.
Это зло колоссально распространилось, и коснулось всех, начиная с простого милиционера и заканчивая верхушкой государства, не оставляя в стороне ни одной государственной отрасли, которых очень много в России, включая медицину, образование, правосудие, таможни и даже армию.
Сам генеральный прокурор России в прошлом году оценивал общую сумму взяток, даваемых в стране за год, в 16 миллиардов долларов, в то время как неправительственные организации говорят о сумме, в два раза большей, приравнивая ее к одной трети государственного бюджета.
В опубликованном в среду докладе неправительственная организация 'Transparency International' поставила Россию в один ряд с 60 'хронически' коррумпированными странами, по соседству с Индией, Мозамбиком и Гамбией.
Уровень коррупции 'не изменился в России за четыре года', к такому выводу пришла Елена Панфилова, директор московского аналитического центра, согласно которой 'власть показала, что она не умеет бороться' с этим злом.
Владимир Путин, бывший агент спецслужб, окруженный ореолом неподкупности, скорее всего получил большинство голосов в первом же туре президентских выборов в марте 2000 года, потому что пообещал установить 'диктатуру закона'.
Однако четыре года спустя, несмотря на целый ряд показательных арестов, ничто не указывает на то, что эта тенденция обернулась вспять, скорее, наоборот.
'Коррупция растет', заявляет президент союза 'Антикоррупция' Георгий Сатаров, и обещает даже в дальнейшем 'поворот к клептократии'.
Неправительственная организация союз 'Антикоррупция' оценил в июле в один миллиард долларов сумму взяток только в области образования (т.е. за поступление в университет или за результаты экзаменов).
В то же самое время предприятия буквально истекают кровью от рэкета различных учреждений, и кампания преследования, начатая против Юкоса, 'послужила сигналом для местных бюрократов', убрав все препятствия для 'грабежа' коммерческих компаний, добавляет тот же источник.
Уровень коррупции рискует сделать иллюзорным лейтмотив российского руководства - борьбу с терроризмом.
Так, следствие установило, что две женщины-камикадзе, взорвавшие одновременно два самолета на внутренних российских авиалиниях 24 августа, убив 90 человек, сумели обойти несколько постов контроля безопасности аэропорта при помощи взяток в несколько десятков долларов.
Эксперты также подчеркивают, что ограничение свободы прессы, маргинализация оппозиции и начатые Владимиром Путиным политические реформы (отменяющие всеобщие выборы губернаторов и дающие предпочтение крупным партиям при мажоритарной системе голосования) - на руку бюрократии.
'Больше нет оппозиции, гражданского общества, и никакая бюрократия в мире сама себя от коррупции не избавит', - подчеркивает г-н Сатаров.
Журналистка Юлия Латынина, специализирующаяся на этой теме, идет еще дальше, подчеркивая, что коррупция и борьба с коррупцией относятся к одной и той же системе власти, глубоко чуждой демократии, к пирамиде чиновников, на каждого из которых имеется компрометирующее 'досье' - зарок их лояльности.