Конфликт вокруг выборов в Абхазии чреват для России политической катастрофой. Из-за неуклюжих попыток Кремля манипулировать процессом передачи власти в этом мятежном регионе Москва может в конечном итоге лишиться 'козыря' в своих зачастую непростых отношениях с Грузией.
Пока не наблюдается никаких признаков, указывающих на возможность быстрого и полюбовного разрешения тупиковой ситуации, сложившейся в связи с результатами 'президентских' выборов в Абхазии. В обстановке многочисленных обвинений в подтасовке результатов голосования, избирательная комиссия объявила, что на выборах, состоявшихся 3 октября, победил Сергей Багапш - в Абхазии он пользовался, в общем, репутацией политического аутсайдера. Рауль Хаджимба - кандидат, пользовавшийся поддержкой нынешнего лидера Владислава Ардзинбы, а также Кремля, отказался признать поражение, чем спровоцировал самый серьезный политический кризис в республике со времен вооруженного конфликта с правительственными войсками Грузии в 1992-93 гг.
'Верховный суд' Абхазии приступил к рассмотрению ходатайства Хаджимбы о проведении повторного голосования. Однако этот процесс был прерван после того, как сторонники Хаджимбы поставили под сомнение беспристрастность судьи, которому было поручено это дело. Ардзинба безуспешно пытался разрешить ситуацию в пользу Хаджимбы. Сначала действующий лидер призвал парламент отправить в отставку генерального прокурора Абхазии Рауфа Коруа, который высказался в пользу законности победы Багапша. Однако парламент отказался выполнить просьбу Ардзинбы. Кроме того, как утверждают редакторы оппозиционных изданий, Ардзинба 'заткнул рот' четырем независимым газетам, лишив их возможности напечатать последние номера.
Как утверждают некоторые московские аналитики, нежелание парламента предпринять действия против Коруа позволяет предположить, что по мере затягивания политического кризиса поддержка Ардзинбы абхазской политической элитой существенно ослабла.
'Причина раскола в [абхазской] элите, перехода бывших сторонников Ардзинбы на сторону Багапша очевидна, - отмечалось в комментарии, переданном 19 октября по Радио России. - Во-первых, это отсутствие доверия к авторитету Ардзинбы, а во вторых, давление со стороны населения, для которого Багапш является очевидным победителем'.
Действия Кремля в связи с абхазскими выборами сопровождались несколькими крупными ошибками, отмечается в крайне резкой аналитической статье, опубликованной 15 октября в московской газете 'Коммерсант'. 'Чем бы ни завершилось противостояние в Абхазии:главный проигравший на абхазских выборах уже известен, - утверждается в статье. - Это Россия'.
Для начала руководство России проигнорировало многочисленные признаки того, что 'Хаджимба не пользуется в республике особой поддержкой', - говорится в статье. Некоторые политические аналитики полагают, что российский президент Владимир Путин решил поддержать Хаджимбу потому, что тот в прошлом был сотрудником КГБ. Биография Путина также связана с советской полицией безопасности. В конце сентября 'Независимая газета' сообщила, что Администрация президента направила высокопоставленного сотрудника Управления по внешней политике в столицу Абхазии Сухуми для помощи в организации выборов.
Открыто поддерживая Хаджимбу перед выборами, Кремль, возможно, без нужды вызвал враждебность Багапша и его сторонников. Как указывается в аналитической статье 'Коммерсанта', было бы разумнее, если бы российские официальные лица заняли нейтральную позицию, учитывая, что 'ни один из основных претендентов на пост президента Абхазии не был настроен антироссийски'.
Москва усугубила совершенную ошибку, отказавшись признать победу Багапша, хотя тот 'за последние дни ни разу не дал повода усомниться в своем положительном отношении к России'.
Российские государственные чиновники оспаривают мнение о том, что абхазские выборы стали провалом для Москвы. 12 октября председатель Совета Федерации Сергей Миронов в беседе с журналистами настаивал, что политика России в отношении Абхазии останется без изменений, кто бы ни стал новым лидером региона.
По мнению некоторых экспертов, Москва может попытаться добиться компромиссного урегулирования кризиса, 'проталкивая' идею о назначении 'временным президентом' Нодара Хашбы, занимающего пост премьер-министра Абхазии. До того, как он возглавил правительство республики, Хашба занимал высокую должность в российском министерстве по чрезвычайным ситуациям.
С того момента, как Абхазия вырвалась из-под власти Тбилиси, ее существование во многом зависит от политической поддержки России. По оценкам, 75% жителей региона сегодня имеют российские паспорта. В предвыборных платформах всех основных кандидатов на пост главы республики, в особенности Багапша и Хаджимбы, основной упор делался на независимость Абхазии.
Если в результате скандала вокруг выборов президентом все же будет объявлен Багапш, его приверженность особым отношениям с Россией в свете недавних событий, как опасаются некоторые российские аналитики, может ослабнуть. В аналитической статье 'Коммерсанта' делается вывод, что в конечном итоге Москва может лишиться возможности использовать Абхазию в качестве инструмента геополитического давления на Грузию.
'До самых недавних пор Абхазия являлась для России сильным козырем в геополитической игре с Тбилиси, - утверждают авторы статьи. - Теперь, когда Москва поддержала не того кандидата и не сумела вовремя скорректировать свою позицию, абхазский козырь, в общем, находится в руках Тбилиси'.
'После абхазских выборов в Тбилиси поняли, что Москва в Абхазии далеко не всесильна', - отмечается далее в статье. Это осознание, продолжают авторы, способно привести к активизации усилий администрации президента Грузии Михаила Саакашвили по восстановлению контроля Тбилиси над Сухуми. Руководство Грузии предлагает политическое решение, в рамках которого Абхазия будет наделена широкой автономией в составе грузинского государства.
Команда Ардзинбы отказывалась рассмотреть это предложение. В зависимости от исхода политической драмы, разворачивающейся в Сухуми, и особенно от роли, которую играет в ней Россия, новое руководство региона может благосклоннее отнестись к сотрудничеству с Тбилиси.
В выступлении, переданном по телеканалу 'Imedi' 18 октября, Саакашвили скептически оценил возможность политического урегулирования в Абхазии в ближайшем будущем. 'Тем не менее, ясно одно, - отметил он. - Планы наших злейших врагов сорваны. Это меня радует'.