Такое количество жестокости террористов давит, но мы можем сказать 'нет' фанатизму и несправедливости.
Средства массовой информации и, в частности, выпуски теленовостей на протяжении целого года передавали репортажи, в которых ставшая уже, к сожалению, привычной для нас доза насилия переплескивалась через край. Мы получили сообщения о таких приводящих в состояние шока событиях, как издевательства над иракскими заключенными, взрывы 11 марта в Мадриде, мы увидели видеозаписи обезглавливания заложников, убийство учеников в российской школе. У меня складывается впечатление, что мы не просто находимся в состоянии информационной передозировки, что список кошмарных преступлений уже вышел за все возможные рамки и что одним из ключевых моментов в объяснении всего этого ужаса является фанатизм, толкающий на преступления различные группировки и отдельных людей.
Не просто передозировка информации. Оказавшись в этом непрерывном потоке информации, мы с каждым разом все больше осознаем, что наша способность восприятия ограничена, и в какой-то момент может произойти перегрузка. В подобном состоянии мы делаемся бесполезны: допускаем ошибки, пытаясь правильным образом проинтерпретировать полученную информацию, вынуждены отбирать часть сообщений, забывая об остальных, ощущаем подавленность.
Информация о трагических событиях нередко касается того, что случается вокруг нас - бытовое насилие, различные происшествия. Однако в последнее время масс-медиа распространяют все больше сообщений о преступлениях группировок террористов, и в определенной степени груз того кошмара, который мы вынуждены выдерживать, ложится и на источники информации. Мы оказываемся в ситуации, когда наша неспособность воспринимать увиденный кошмар может отозваться безразличием, стремлением избежать такой информации - перелистнуть страницу, переключиться на другой канал, отвести взгляд в другую сторону. Все это грозит опасностью дегуманизации, утрате возможности поставить себя на место другого, идентифицировать себя с его страданиями.
Качественный скачок. В том же, что касается преступлений террористов, которые, в моем представлении, совершили качественный скачок в дозировке насилия, особо стоит выделить два злодеяния: распространенное по телевидению и через интернет обезглавливание заложников и не признающее различий убийство детей.
В период между 7 и 18 октября мы получили информацию о пяти обезглавленных заложниках. Первой, поразившей всю Великобританию съемкой, стала видеозапись убийства Кена Бигли (Ken Bigley), по которому 62 раза - по числу прожитых им лет - пробил колокол ливерпульской мэрии. Другие казни не вызвали такого волнения, но не стоит забывать, что тихая кровавая капель не прекращается, начиная с апреля этого года. В некоторых случаях происшествия вызывали нездоровое любопытство. По данным группы 'Terra-Lycos', после того, как в Ираке был казнен молодой американец Николас Берг (Nicolas Berg), число запросов по поиску видеозаписи его смерти превысило число запросов по поиску порносайтов.
У массового убийства детей в школе уже есть свои прецеденты. Это произошло в прошлом месяце, в осетинском городе Беслане. Группировка радикально настроенных мусульман убила в школе 339 человек, и половина из них были дети. Директор ЮНИСЕФ заявила, что 'использовать детей в качестве заложников, в течение трех дней отказывать им в пище и питье - это новый уровень низости'. Тем не менее, случай стал не единственным примером безжалостного убийства детей: не так давно группировка исламистов взяла на себя ответственность за взрыв заминированной машины, в результате которого погибло 47 человек. Среди погибших оказалось 37 детей, подбежавших к американским солдатам за конфетами.
Изуверства фанатизма. Почему насилие фанатиков настолько жестоко и не признает различий? Почему отстаивает носящие характер абсолюта догмы и идеалы, незнающие меры и не признающие моральных ограничений. Законы общества или права человека лишены для этих людей смысла. Такие зверства как обезглавливание невинных заложников либо убийство школьников воспринимаются как истинные средства, если они оправдываются конечной целью; или, иными словами, если это помогает распространению и утверждению убеждений фанатиков. Для того, кто готов расстаться с собственной жизнью, чужая жизнь значения не имеет. Достаточно лишь того, что так требует сценарий (борьбы). Надетый фанатиками панцирь идеологии защищает их от чужого страдания и делает недоступным самое истинное из человеческих чувств - сопереживание.
Фанатизм порождает фанатизм. Фанатизм бен Ладена разбудил фанатизм Буша. Эксперт по проблемам религиозного терроризма Марк Юргенсмайер (Mark Jurgensmeyer) прокомментировал, что ответ правительства США на нападения 11 сентября был именно таким, как и задумывал бен Ладен. Лидер 'Аль-Каиды' объявил арабской нации, что началась война вселенского масштаба против 'сил зла', то есть Соединенных Штатов, а Буш сделал ответный ход и подтвердил идею бен Ладена своей операцией 'Безграничная справедливость' и фанатичным стремлением уничтожить 'ось зла'.
И тот и другой со своими фанатичными убеждениями вышли за рамки как прав человека, так и норм международного законодательства. Именно в этом Буша, бен Ладена и тех, кто пошел по их же пути, обвиняют гуманитарные организации. Так, после устроенного в бесланской школе массового убийства восемь негосударственных организаций - в том числе 'Amnesty International' и 'Human Right Watch' - обвинили и президента Путина, и различные группировки мятежников в совершении 'серьезных нарушений против прав человека'.
К счастью, у людей есть возможность сказать 'нет' фанатизму и несправедливости. Это смогли доказать прошедшие больше года назад по всему миру манифестации протеста против начала войны в Ираке. Согласно результатам проведенного недавно в 10 странах опроса общественного мнения, большинство людей выступает против проводимой Бушем внешней политики. После трех полных драматизма лет готова к изменениям и значительная часть американских избирателей, и это еще одно подтверждение нашей способности противостоять фанатизму.
Федерико Хавалой - профессор кафедры социальной психологии Барселонского Университета, автор книги 'Введение в изучение фанатизма'.