Прошли три недели после выборов в Абхазии. В витринах и на стенах домов столицы Сухуми все еще висят предвыборные плакаты. Но до сих пор не ясно, кто станет следующим президентом этой небольшой причерноморской республики, отколовшейся от Грузии. При этом многие из 250000 жителей связывали с этими выборами большие надежды.
'Мы такая маленькая страна, но, несмотря на это, нам удалось выставить пять кандидатов', - говорит с гордостью Людмила. 50-летняя домохозяйка возвращается со свадьбы. Она пришла с подругами в ресторан, чтобы еще немножко посидеть и отметить событие. Небольшая, коренастая женщина навеселе. Но везде в столице тема для разговоров - споры вокруг выборов.
Долгое время Рауль Хаджимба считался фаворитом среди кандидатов на пост президента. Он получил благословение Владислава Ардзинбы, прежнего президента Абхазии, государства, не признанного в мире. При этом Абхазия прежде считалась вроде французской Ривьеры Советского Союза. Все руководители партии, от Сталина до Горбачева, имели здесь дачи. После того, как советская империя распалась, Абхазия в 90-е годы откололась в ходе кровавой войны при военной поддержке Москвы от Грузии.
На одном из многих предвыборных плакатов можно видеть Хаджимбу во время его встречи с российским президентом. Путин, говоря, ударяет пальцем по столу, а абхаз, сложив руки под столом, внимательно слушает, как ученик, внимающий инструкциям своего учителя.
Затем 30 сентября, за три дня до выборов, состоится большой рок-концерт - в память о победе над грузинами одиннадцать лет назад. Мероприятие передавалось в прямом эфире по абхазскому телевидению. Российский певец Газманов приветствует толпу словами: 'Привет Абхазия!'. Аджария тоже часть Грузии и тоже расположена на Черном море. 'Ах, вы знаете, для нас, русских, все страны Кавказа одинаковые', - попытался он исправить ошибку. А российский политик и ультра-националист Владимир Жириновский объясняет: 'Если вы не изберете Хаджимбу, мы закроем границы'.
'Россия не может диктовать нам, кого мы должны избирать. Мы, в конце концов, независимые', - говорит Людмила, веселясь со своими друзьями, но становясь на какой-то момент серьезной. 'Мы боролись не за это', - подтверждает Эдуард, ее сосед по столу, и проводит пальцем по кривому шраму на своей голове. У Эдуарда седые волосы и глубокие морщины на лице, и выглядит он на 20 лет старше своих 40 лет. Во время войны он добывал разведывательные сведения на вражеских позициях, сегодня он безработный. 'Козырная карта Абхазии', комментирует, тем временем, в Москве 'Коммерсант', находится в руках Грузии. Путин поддержал не того кандидата.
Правильный кандидат - Сергей Багапш, националист, которому избирательная комиссия отдала 50,8 процента голосов избирателей, а затем оспорила. Теперь решение за Верховным судом. Стань президентом действительно Багапш, Грузии намного проще не будет. 'Единственно правильный и лучший для Абхазии путь - независимость', - говорит он.