ПАРИЖ. - Большинству английских футбольных фанатов хватает столкновений с кровопусканием между болельщиками вечных противников, например, 'Манчестер Юнайтед' и 'Арсенал'.
Но сегодня фронт самого жесткого соперничества проходит между главными футбольными лигами Великобритании и британскими ежедневными газетами, которые воюют друг с другом из-за фотоснимков игр.
Поскольку фронт борьбы со СМИ проходит и через виртуальное пространство, главные футбольные лиги Англии - Премьер-лига и первый дивизион стремятся получить больший контроль над фотографиями, размещаемыми на веб-сайтах газет.
Такая практика уже прижилась в Германии, где национальная футбольная лига - 'Бундеслига' - несколько лет назад добилась ограничений на размещение фотоснимков. Но в других странах Европы, таких как Британия и Нидерланды, проблема контроля за фотоснимками, как повод для споров, пока находится в зачаточном состоянии. Шаги в направлении ужесточения такого контроля вызывают в данных странах опасения, что спортивные власти пытаются выкручивать руки СМИ, формирующим имидж команд.
В воскресенье истекает срок действия лицензионного соглашения между Ассоциацией издателей газет и британскими футбольными руководителями. Тем самым прекратит свое действие соглашение, регулирующее доступ и аккредитацию журналистов, освещающих ход игр.
Переговоры по этому вопросу накануне истечения срока действия лицензионного соглашения зашли в тупик. Главный камень преткновения - использование Интернет-фотографий. Такие газеты, как 'The Sun' и такие организации, как Корпорация Новостей, ответили бойкотами, отказавшись размещать фотографии игр, на которых видны логотипы и торговые брэнды рекламодателей. А ведь те тратят миллионы на то, чтобы их спонсорство получало широчайшее освещение и огласку.
Такие компании, как Coca-Cola и Barclays дорого заплатили за право стать спонсорами игр и демонстрировать свои торговые марки на стадионах. Патронаж, который осуществляет компания Barclays над чемпионатом Премьер-лиги, является одним из самых дорогих спонсорств в Британии.
Во внутренней служебной записке, распространенной в редакции 'The Sun', и ставшей достоянием конкурента этой газеты - 'The Guardian', редактор издания дает указание: 'Никаких упоминаний спонсоров футбола - Coca-Cola, Barclays и Nationwide'. Редакция не отрицала этого факта. Далее записка гласит: 'Это относится к графику, таблицам, схемам, оформлению, статистическим колонкам, копиям, надписям под рисунками - ко всему на странице. Таким образом, чемпионат Премьер-лиги под патронажем Barclays превратится в чемпионат Премьер-лиги минус логотип Barclays, а чемпионат под патронажем Coca-Cola станет футбольным чемпионатом минус логотип Coca-Cola'.
Переговоры были сорваны по целому ряду причин, однако главная - это требование футбольных лиг ввести двухчасовое эмбарго после окончания каждой игры на размещение газетами на своих сайтах фотографий этих игр. Участники переговоров хотели также ввести ограничения на возможности рассылки фотографий корреспондентами во время игры.
'Речь здесь идет прежде всего о том, что футбольные круги понимают ценность публикаций в режиме реального времени, - говорит Стивен Орам, директор Ассоциации издателей газет, находящейся в Лондоне и представляющей интересы британских общенациональных ежедневных и воскресных газетных изданий, - с каждым годом при подписании таких лицензионных соглашений футбольные лиги вносят все больше и больше ограничений'.
Главным участником переговоров является компания Football DataCo, созданная футбольным руководством и параллельно следящая за выполнением требований по размещению фотографий на веб-сайтах футбольных фанатов, которые зачастую используют фотографии нелегально.
Дэн Джонсон, представитель Премьер-лиги по связям с прессой, отказался от комментариев по поводу возникшего спора, сказав при этом: 'Мы надеемся, что спор будет урегулирован'.
Как сказал один из представителей Лиги, футболисты считают, что на веб-сайтах не всегда размещается тот же материал, что и на печатных страницах. 'Если меняется принцип размещения, - заявил он, - то со сменой принципа размещения должны меняться положения и условия договоров'.
Предлагаемые меры коснутся также и таких фотоагентств, как Getty Images, которое находится в Лондоне и рассылает фотографии своим клиентам по всему миру. Руководители агентства говорят, что их в особенности беспокоит это двухчасовое эмбарго на выпуск фотографий после игры, поскольку жизнь фотографий, сопровождающих новости, очень скоротечна, особенно в разных часовых поясах.
'У нас хорошие отношения с миром футбола, - говорит вице-президент Getty Images Ли Мартин, отвечающий за новости и международные спортивные события, - но эти ограничения коренным образом затормозят распространение наших материалов, в то время как новости необходимо сообщать сразу'.
Сама Getty Images тоже сталкивается с этой проблемой, поскольку связана с НХЛ и НБА. В апреле компания была подвергнута критике за то, что не смогла распространить фотографии одного хоккеиста, бьющего другого. Внештатный фотограф Getty Images, присутствовавший на игре, сказал, что в тот день он не работал на свою компанию, а делал снимки для хоккейной команды, которая отказалась их публиковать.
В Голландии Ассоциация издателей газет ведет переговоры с премьер-лигой этой страны о заключении соглашения на предмет допуска журналистов. Ранее эта лига безуспешно пыталась наложить запрет на публикацию фотографий болельщиков, о чем сообщил адвокат ассоциации Мишель Фрекин.
Фрекин сказал, что просьба о введении запрета была вызвана появлением фотоснимков, изображающих фанатов в неприглядном свете; например, фотографии маленького мальчика, показывающего непристойный жест команде-сопернице. 'Мы знаем, что клубы хотят добиться полного контроля и даже права распоряжаться фотографиями', - заявил он.
В этом месяце во время встречи голландских издателей с представителями спортивного руководства, по словам Фрекина, газеты отвергли предложение об ограничении на рассылку фотографий на мобильные телефоны, а также на использование фотографий, сопровождающих сенсационные новости, на веб-сайтах газет. Он сказал, что исходом данного спора может стать судебный процесс.
Однако в Германии газеты и информационные агентства живут в условиях ограничений футбольных лиг с 2001 года, несмотря на протесты, с которыми поначалу выступали издатели. Информационное агентство 'Deutsche Presse-Agentur', например, посылает фотографии клиентам с предупреждением об временном эмбарго на их использование в сети.
В Англии никто не знает, что произойдет тогда, когда срок действия соглашения между издательствами газет и футбольными лигами истечет. Некоторые журналисты просят издателей дать им совет на случай, если они будут лишены доступа на стадионы.