2 ноября в 12 американских штатах, в которых чаша весов пока не склонилась в пользу того или иного кандидата, сотни тысяч человек, пока еще не определившихся с выбором, решат исход борьбы за пост президента. И если бы в голосовании участвовал весь мир, то избрали бы Джона Керри (John Kerry).
В реальности же в Америке методично поддерживается состояние шока, возникшего после 11 сентября, и Джордж Буш (George W. Bush) сохраняет все шансы на переизбрание. И если победит Джон Керри, его внешняя политика не будет прямой противоположностью политики его предшественника, поскольку в политике США прослеживается глубинная тенденция к суверенизму, унилатерализму и основное внимание сосредоточено на проблеме безопасности. Тем более что Сенат останется республиканским. Но в то же время различия значительны, ставки высоки, и это очевидно, как никогда.
Годы с 2001 по 2004 должны были открыть глаза на то, что происходит в США, даже наименее прозорливым. С тех пор как США в одиночестве взгромоздились на вершину мирового пьедестала, с ними произошла метаморфоза, возврат к истокам проблемы мирового господства, проблемы безопасности и вопросу о миссии страны. И эта тенденция носит долговременный характер. Бесполезно мечтать о США, отказавшихся от унилатерализма, в том смысле, в каком это понимается сегодня европейцами. Не будет и возврата к 'общим трансатлантическим ценностям', - эта фигура речи имела смысл, но она также очень удобна для того, чтобы заставить замолчать европейскую 'фронду'.
Больше нет объединяющей советской угрозы, и 'терроризм' не займет ее место, какое бы беспокойство он ни вызывал. Американское и европейское общества, продолжая ссылаться на общие ценности и демократию, все больше расходятся в трактовке этого понятия. Это не должно помешать нам искать стабилизации и рационализации отношений с США, напротив. Но нам следует воспринимать эти отношения без ностальгии и иллюзий, без бесплодной агрессивности, нужно строить их скорее на основе взаимных интересов и стратегической общности, чем на чувствах и признательности. Можно беспристрастно разрешать временные разногласия, которые неизбежно будут возникать, путем создания канала информации: предварительной, надежной, и вызывающей доверие обеих сторон. В противном случае можно серьезно испортить отношения.
В настоящий момент не будем ограничивать себя ролью заинтересованных наблюдателей, которые следят за поединком в США. Наблюдателей, которые будут убиты и деморализованы победой Буша, или будут счастливы вернуться, вместе с Керри, к предполагаемым 'старым добрым временам'. Поразмыслим лучше о том, какова природа отношений, которые мы хотим построить с Америкой в ближайшие годы, независимо от исхода президентской кампании. И поразмыслим, в первую очередь о тех шагах, которые следует предпринять европейцам. Это - возможность попытаться избавиться от неловкости и злопамятства, возникших после войны в Ираке. Нужно торопиться, иначе условный рефлекс возьмет верх.
Если Джордж Буш будет переизбран, то априори маловероятно, что в корне изменится его внешняя политика, то есть политика в отношении арабских стран на Ближнем и Среднем Востоке, - средоточие ошибок, по распространенному мнению. В этом случае мало на что можно надеяться, мало что можно изменить, и следует готовиться к ухудшению ситуации. Однако не стоит полностью отказываться от той гипотезы, что Джордж Буш после своего переизбрания обновит свою команду, что Госдепартамент приобретет больший вес, и будет выработан новый подход, в котором идеология будет иметь меньшее значение, снизятся ставки на военное решение, и большее внимание будет уделено политическому решению проблем региона. Итак, следовало бы возобновить диалог с новой администрацией Буша, в надежде найти иное, совместное решение конфликтов на Ближнем и Среднем Востоке.
Разочарование, которое ощущается во многих европейских странах, которые изначально ориентировались на США, имеет оборотную сторону, может способствовать выработке нового подхода на европейской основе.
Если победит Джон Керри, почти все издадут вздох облегчения. В Европе, у всех тех, кто в глубине желает сохранения американского лидерства, на одном лишь условии корректного к себе отношения, победа Керри вызовет поспешное стремление добиться примирения с Вашингтоном. И далеко ходить не надо, разве несколько дней назад действующая Европейская Комиссия не поставила целью 'усиление трансатлантической экономической интеграции'? Идея договора о свободной торговле быстро была бы подхвачена новой Комиссией, еще более либеральной. По этим причинам, в случае победы Керри, европейцы скоро пришли бы к предварительному взаимному соглашению и эта договоренность стала бы тем более необходимой, потому как новый американский президент-демократ немедленно потребовал бы от европейцев финансовой и военной помощи в Ираке, для общего решения этой проблемы. Что мы ответим в этом случае, 'да', или 'нет'? Ответим ли мы 'да' при условии, что одновременно начнется мирный процесс на Ближнем Востоке?
Не следует действовать разрозненно, с помощью поспешных визитов глав государств или руководителей сообществ, следует избегать погони за быстрым успехом. Необходимо ли, несмотря на то, что шрамы разногласий по Ираку еще не зажили, чтобы президент Ширак (Chirac) и канцлер Шредер (Schroeder) незамедлительно предложили бы Тони Блэру (Tony Blair) приступить к разработке нового европейского подхода, к подготовке новой модели сбалансированного евроатлантического партнерства? В качестве контраргумента мне укажут на то, что Тони Блэр - приверженец натовской линии. Но он не может не ощущать не только болезненные трудности во внутренней британской политике, но и ограниченность своего реального влияния на американскую политику.
Поддержка Парижа и Берлина может оказаться как нельзя кстати. Другие европейские страны вздохнули бы с облегчением, если бы разногласия между Лондоном, Римом и Парижем, Берлином и Мадридом по этим вопросам были бы преодолены, что открыло бы дорогу для синтеза в европейской политике и упростило бы работу европейских институтов. Следует оценить ту конструктивную силу, которую обрела бы Европа, если бы не стала сидеть сложа руки, ожидая требований президента Керри по Ираку или других инициатив, а сформулировала бы свои собственные предложения - по международной безопасности, по возобновлению мирного процесса на Ближнем Востоке, по будущему Ирака, демократизации Среднего Востока, искоренению терроризма, адаптации механизмов НАТО, возвращению легитимности ООН и созданию многосторонней системы для разрешения кризисов, выработала бы подход к отношениям с Россией и подошла бы к разрешению других вопросов, выразила бы готовность к конструктивному обсуждению этих проблем с новой американской администрацией, в атмосфере доверия и дружбы.
Накануне этих во многом решающих выборов, речь не идет о том, чтобы США стали чем-то вроде навязчивой идеи. Но речь о том, чтобы не быть застигнутыми врасплох, о том, чтобы не упустить драгоценную возможность, которая предоставляется Европе - вернуть свои позиции. Речь идет о том, чтобы показать, что неоконсерваторы ошибаются, обвиняя европейцев в том, что они ограничиваются критикой и не предлагают никаких вариантов решения проблем, что стоят перед миром. Давайте приготовимся.
* В прошлом - министр иностранных дел Франции.