И вот перед нами сидят они, Александр Батрак и его сестра Таня, оба студенты факультета математики, тихие, несколько смущенные, как кажется, молодые люди, и рассказывают нам о том, что с ними произошло в Донецке. Таню 4 октября трое мужчин затащили в автомобиль перед ее студенческим общежитием и куда-то увезли. Когда Александр по тревоге, поднятой свидетельницей, вышел из дома, с ним произошло то же самое: 'Нас привели в одно здание. Там мне угрожали и били. Я должен был рассказать подробности об организации 'Студенческая волна', в которой состоял. Если же этого не сделаю, грозили они, то изнасилуют сестру'. Кошмар закончился только спустя несколько часов. Оказавшись на свободе, оба пошли в полицию. 'Чиновники говорили с нами с удивлением в голосе, что должно было показать, что, мол, нечто подобного вообще не могло произойти'.
Украина находится на пороге президентских выборов, и происшествие, подобное этому, является для сторонников самого популярного кандидата от оппозиции Виктора Ющенко более чем вероятным.
В пресс-центре областной администрации видят вещи иначе: Александр Батрак дает, дескать, противоречивые показания, а врачи к тому же не обнаружили следов от ударов, говорят там. Искал ли кто-то преступников? Этопроисшествие, наверное, будет иметь такой же финал, что и другие случаи политического насилия на Украине: крайне запутанные дебри из слухов и предположений, подтасовок и сомнительными результатами расследования. Путь к функционирующему правовому государству далек, он, наверно, еще более длинный, чем дорога к демократии и к рыночной экономике.
Именно здесь, в самом восточном районе страны, в промышленном Донбассе с его пятью миллионами жителей, дебри особенно густы. Здесь еще два года назад правил в качестве губернатора Виктор Янукович (54 года), ставший с той поры главой правительства и теперь, используя свои большие властные полномочия, стремящийся занять пост президента страны. Предстоит принять решение о выборе направления развития, которое на долгие годы определит будущее страны, колеблющейся между евроатлантическим и пророссийским курсом. Янукович - за второй путь, и именно здесь, на Востоке, где правит 'донецкий клан', где большинство населения говорит по-русски и критически настроено к НАТО и ЕС, он пользуется авторитетом. Это вызывает тем большую озабоченность оппозиции по поводу равных шансов здесь, в восточной Украине.
Европейские наблюдатели должны отнестись к этой озабоченности серьезно. 660 из них, в том числе 50 немцев, развертываются цепью по большой стране на пространстве между Дунаем и Доном. Капля в море. Однако основательно готовятся к сражению на выборах также и в избирательном штабе реформаторской партии 'Наша Украина' и у ее союзников в Донецке, на улице Шекспира, 9. В трехкомнатной квартире на первом этаже бойцы корпят над списками избирательных участков. Они собираются направить на каждый из них своих собственных наблюдателей. Поскольку важно не только как идет голосование, но и как подсчитывают голоса.
Среди них - Петр Гарват, заместитель руководителя избирательного штаба по Донецкой области. Он рассказывает, что пятый канал в Донецке по неизвестной причине был отключен от сети. Потом рассказывает о случае, когда одному активному стороннику Ющенко выбили оконное стекло. 'Мы сообщили в органы правосудия. Ждем ответа'.
Напротив, 'скорее аполитичным' считает себя горный инженер Анатолий Акимочкин (47 лет). Высокий мужчина с черными как смоль усами является заместителем председателя Конференции свободных профсоюзов Украины, и в этом качестве у него хватает забот и без партийной политики. Он везет нас по соседнему крупному городу Макеевке. Как и везде в районе - вскрышные отвалы, между ними пробивающиеся улицы, по которым время от времени ходят козы, и где стоят покосившиеся от ветра домики.
'Начиная с девяностых годов, в Донбассе было закрыто 110 из 270 шахт, количество работающих сократилось с 2,2 миллионов до 280000 человек', - подсчитывает Акимочкин. Новые структуры или рабочие места практически не создаются. Участие Всемирного банка в некоторых проектах мало что изменило в ситуации или не изменило вообще ничего. В 'депрессивных городах', таких, как Шахтерск, население роет штольни на свой страх и риск и добывает уголь на глубине нескольких метров самостоятельно. Разработка месторождений диким способом. Акимочкин говорит: 'Любая реформа приносила нам только негативное. Мы больше не верим ни в какие реформы. Мы находимся в оппозиции вынужденно'.
Продолжительность жизни со времени краха коммунизма сократилась. Ни в одной другой стране Европы не идет такое быстрое сокращение численности населения, как здесь: с 52 до 47,5 миллионов человек. Социальное положение плохое, и сможет ли экономический рост (в 2003 году - 9,4 процента) остановить негативные тенденции, вопрос остается открытым. Сергей Тигипко смотрит на многое с оптимизмом. Красноречивый мужчина в возрасте за сорок лет, временно ушедший с поста главы Национального банка, пользуется в Европе хорошей репутацией. Являясь ныне руководителем избирательного штаба кандидата Януковича, который такой хорошей репутации не имеет и не может так же хорошо говорить, он на вес золота. Так, на семинар Фонда Боша для немецких журналистов приходит не Янукович, он посылает на него Тигипко.
Этот человек оказывает достойное сопротивление. Он напоминает о том, что его страна из всех бывших советских республик (после Молдавии) пережила самое большое сокращение внутреннего валового продукта: минус 60 процентов. Однако теперь она готова подготовиться за десять-двенадцать лет к вступлению в ЕС.
Того, кто видит здесь дефицит демократии, Тигипко упрекает, почему, мол, Запад не подвергает столь внятной критике Россию. 'В какой стране СНГ больше оппозиции, больше плюрализма? Вы подходите к этому региону с двойными стандартами? Немецкие дипломаты все чаще готовы, отвечать на этот вопрос утвердительно. Они говорят, что для Украины в ее желании вступить в ЕС должны быть более жесткие критерии, чем для большого соседа на севере. Затем Тигипко сообщает о внушительном повышении при Януковиче пенсий и стипендий.
Это великодушие находит отклик среди населения не только на востоке страны, где правящий премьер является все равно 'одним из своих'. Наряду с грязной пропагандой, изображающей прозападно настроенного Ющенко в качестве лакея американцев, большую роль в предвыборной борьбе играет также денежный дождь из Киева. Однако о политически подконтрольном обществе на Украине речи не может быть: результаты многих опросов показывают, что кандидаты идут голова в голову.
--------------------------------------------------------
Архив ИноСМИ.Ru
США-Россия: Еще одна гонка "ноздря в ноздрю"("Newsweek", США)
Украинские выборы и Запад ("United Press International", США)
Серьезный случай сверхдержавной зависти ("The Washington Post", США)
Агрессивный империализм Путина ("The Washington Post", США)