Прошел ровно год с момента ареста самого богатого российского олигарха, и экономический ущерб от этой акции растет параллельно с неуклонным откатом Кремля к прежним этатистским методам.
Арест Михаила Ходорковского и предстоящая распродажа за гроши принадлежащего ему нефтяного гиганта 'ЮКОС' заставляют многих в Европе и США озабоченно морщить лоб. Но пока особых признаков того, что беспокойство Запада может вынудить президента Владимира Путина изменить курс, не заметно.
Возможно, падение популярности на родине повлияет на него больше. Ведь настроение россиян также уже не назовешь безмятежным: об этом свидетельствуют данные о 'бегстве капитала' - его объем за этот год оценивается в 12 миллиардов долларов - и замедлении роста капиталовложений.
Ущерб от этих событий для России и инвесторов на российском рынке, как самих россиян, так и иностранцев, по некоторым оценкам, уже измеряется десятками миллиардов долларов. Эта цифра включает и недополученные доходы самого 'ЮКОСа', который, из-за неразберихи, вызванной проводящимся расследованием, до недавнего времени испытывал трудности с поставками нефти в Китай.
Не забудем и о предстоящей 'пожарной распродаже' его филиала - 'Юганскнефтегаза' - за четверть (если не меньше) его оценочной стоимости - для взыскания 4 миллиардов долларов налоговых недоимок, которые, по словам российского правительства. 'ЮКОС' недоплатил в казну. И кому же, вероятнее всего, достанется 'Юганскнефтегаз'? Главные фавориты, естественно - государственный гигант 'Газпром' или 'дружественная Кремлю' компания 'Сургутнефтегаз'.
Если мировые лидеры, возможно, и не следят за происходящим с повышенным вниманием, то об инвесторах из их стран этого уж точно не скажешь. Иностранные компании явно не допустят к аукциону по 'Юганскнефтегазу', хотя многие из них, получив такую возможность, несомненно, могли бы выложить за него большую сумму, чем 'Газпром'. Если же у них возникнут опасения, что государство и дальше будет брать частные компании под свой контроль, то они вряд ли пожелают вкладывать деньги в другие сектора российской экономики. А ведь экономический рост в России, за вычетом экспортно-сырьевых отраслей, и до начала истории с 'ЮКОСом' не отличался высокими темпами.
Так почему же г-н Путин столь явно игнорирует риски, связанные с этой ситуацией? У адвоката г-на Ходорковского Юрия Шмидта есть две гипотезы на этот счет. Во-первых, Кремль получил 'дар от сатаны' в виде рекордного роста нефтяных цен, и за этими доходами слабость других секторов российской экономики просто не видна. Во вторых, по его словам, в российской политике существует давняя традиция ставить личные интересы выше блага страны и 'не думать о деньгах, когда дело касается политических преимуществ'.
'Дело 'ЮКОСа'', конечно, не единственный пример, свидетельствующий о возвращении Кремля к прежним советским замашкам. Реакция г-на Путина на трагедию в Беслане - отмена прямых выборов глав регионов и депутатов Думы - стала для России еще одним шагом назад с точки зрения построения демократии и подлинно представительной власти. Г-н Путин не потрудился даже объяснить, каким образом дальнейшее сосредоточение власти в руках административного аппарата, не сумевшего, кстати, предотвратить теракт в Беслане, может укрепить безопасность страны.
Ходорковский, с его богатством и связями, вероятно, смог бы добиться 'полюбовной сделки' с правосудием, выторговав себе относительно мягкое наказание в обмен на признание вины. Ведь его прошлое - как и прошлое других олигархов - нельзя назвать абсолютно безупречным, какое бы восхищение ни вызывали предпринятые им в последние годы усилия по превращению 'ЮКОСа' в кампанию 'западного образца' с прозрачной отчетностью и соблюдением прав миноритарных акционеров.
Однако г-н Шмидт сомневается, что его клиент выберет такой путь, поскольку это лишило бы его любых шансов на будущее участие в российском политическом процессе. По словам адвокатов, его подлинное преступление носит политический характер - речь идет о поддержке оппозиционных партий. Как утверждает его защитник, Ходорковский - 'сильный человек с твердыми убеждениями'.
Насколько можно судить по действиям его адвокатской группы, посетившей США на прошлой неделе, одним из тактических приемов Ходорковского в настоящий момент являются попытки привлечь больше внимания международной общественности к его собственной судьбе и к сегодняшнему политическому курсу путинской России в целом. И в этом он добивается определенных успехов. Хотя Джордж У. Буш пытается поддерживать с г-ном Путиным хорошие отношения, общее настроение в Вашингтоне становится все мрачнее. На прошлой неделе Госдепартамент США выступил с самым жестким на сегодняшний день заявлением по делу Ходорковского, обвинив российские власти в 'давлении' и 'принудительной распродаже' 'Юганскнефтегаза'. Дело Ходорковского, по словам Госдепа, не сулит ничего хорошего для репутации России в области соблюдения прав человека.
Как ожидается, на предстоящем в ноябре Гаагском саммите 'ЕС-Россия' главы правительств стран Евросоюза обсудят отношения с этой страной, но воздержатся от любых шагов в сторону их укрепления, что, возможно, вызовет немалое разочарование у г-на Путина, стремящегося играть более важную роль в Европейских делах. Именно в этих целях он в прошлом году вместе с Францией и Германией выступил против войны США в Ираке. Однако хорошие отношения с этими двумя государствами еще не означают благожелательной позиции всей Европы. Если в России еще живы подозрения в духе Холодной войны, то у западноевропейцев они тоже частично сохранились.
Г-н Шмидт, российский юрист, давно специализирующийся на делах, связанных с нарушением прав человека, утверждает, что российские лидеры более чутко, чем это порой представляется, реагируют на мировое общественное мнение. На наш взгляд, это верная оценка. Поэтому западные страны поступают абсолютно правильно, демонстрируя свою озабоченность и недовольство в связи с попытками г-на Путина 'перевести стрелки часов назад'. Обратив внимание на эти предостережения, он окажет услугу всем, в том числе и российскому народу, но главное - самому себе.
---------------------------------------------------------
Архив ИноСМИ.Ru
Марина Ходорковская: 'Я горжусь своим сыном' ("The Daily Telegraph", Великобритания)