В 1981 году советский писатель-диссидент Андрей Амальрик написал книгу, названную так: "Выживет ли Советский Союз до 1984 года?". Выжил. Но с трудом. Амальрик ошибся на семь лет.
Сегодня 2004 год, прошло 20 лет. Советский Союз исчез навсегда. И вопрос сегодня звучит так: "Выживет ли Россия?" Недавно "Economist" подготовил и опубликовал некролог для России под потрясающим заголовком: "Россия совершает демографическое самоубийство".
"Economist" заявляет: "Если в Западной Европе, скажем, во Франции или Германии, существуют демографические проблемы, то в России складывается демографическая катастрофа". Основываясь на прогнозах ООН, журнал предрекает России к 2030 году 16-процентное снижение численности населения - со 143 миллионов до 120 миллионов.
"До какого минимального уровня может снизиться население России? - задает вопрос "Economist", - До 100 миллионов к 2050 году. Или еще ниже, если страна по-прежнему будет игнорировать проблему СПИДа. В наступление идет туберкулез. Самоубийственные демографические показатели могут со временем привести страну к распаду, когда ее огромные, незаселенные территории станут неуправляемыми".
С момента распада Советского Союза население России уменьшилось на 3,5 миллиона человек. Темпы прироста населения имеют знак "минус", составляя -0,45 процента.
Очень мало шансов на то, что в стране будет наблюдаться прирост населения. Причины негативной ситуации в следующем: широко распространенное бесплодие, вызванное (1) большим количеством абортов и (2) болезнями, передающимися половым путем. Средняя продолжительность жизни мужчин составляет 59,91 года, в то время как у женщин этот показатель равен 73,27 годам. Меньше половины сегодняшних 16-летних российских мальчишек доживет до шестидесяти.
В чем причины этой катастрофы? Отчасти виновата бедность. Но главная причина, по мнению журнала - это "вопиющее невнимание мужчин к собственному здоровью и повышенное внимание к водке". Хроническое пьянство объясняет подверженность российских мужчин сердечно-сосудистым заболеваниям, высокий уровень производственного травматизма и смертей в результате дорожно-транспортных происшествий.
Отчаянное положение российского государства непременно скажется на его будущем как европейской державы, особенно когда остальная Европа, включая бывших союзников СССР по восточноевропейскому блоку, ликвидировали свою зависимость от Москвы. Требования по вступлению в Евросоюз будут слишком обременительны для России в ее сегодняшнем состоянии.
Однако этот "самоубийца" уже пять лет подряд стабильно наращивает темпы экономического роста со среднегодовым показателем в 6,5 процента. Российская экономика в условиях неодолимого роста цен на нефть идет в гору. Реальные капиталовложения в основные средства за последние четыре года дают среднестатистическую отдачу более чем в 10 процентов, а реальные доходы населения увеличились в среднем на 12 процентов.
Россия также улучшила свои международные финансовые позиции с момента финансового кризиса 1998 года. Ее внешний долг снизился с 90 процентов от уровня ВВП до 28 процентов. К нерешенным проблемам относятся слабая банковская система, негативный деловой климат, отпугивающий как местных, так и иностранных инвесторов, коррупция, вмешательство местных и региональных органов власти в работу судов, а также широко распространенное недоверие к институтам власти.
Но, несмотря на все эти печальные новости, госсекретарь США Колин Пауэлл как никогда оптимистично говорит о будущем России.
"Я не могу сказать, что Россия скатывается назад, в пропасть советских времен, - сказал он 18 октября, - может быть, их движение в направлении демократии не столь быстро, не столь уверенно, как нам хотелось бы, однако я считаю, что они, тем не менее, движутся в правильном направлении".
Так самоубийство или движение в правильном направлении? Кто знает. Уинстон Черчилль однажды сказал по этому поводу: "Я не могу предсказать вам действия России. Это загадка, покрытая пеленой тайны, окутанной мраком неизвестности".
Арнольд Бейхман, научный сотрудник Института Гувера, является обозревателем "Washington Times"