Вашингтон, федеральный округ Колумбия, США. После захвата в сентябре школы в Беслане, Россия, по-прежнему не ясно, были ли лица, взявшие заложников, представителями только лишь чеченского движения за светскую независимость или же они имели связи с глобальными исламскими террористическими группировками.
"Что касается Чечни, российское правительство много раз подчеркивало связи чеченских боевиков с 'Аль-Каидой', - сказала Фиона Хилл (Fiona Hill), старший исследователь программы изучения внешней политики в Институте Брукингса в Вашингтоне. - Они говорят, что в нападении на школу участвовало много арабов. Сначала российский президент Владимир Путин сказал, что было 10 арабов, а сегодня мы не знаем, кто точно участвовал в этом нападении".
Хилл также сказала, что у боевиков были некоторые связи с известными лидерами "Аль-Каиды" в Чечне, но при этом отметила, что не ясно, кто именно несет ответственность за захват заложников и массовую резню в Беслане.
Последний конфликт между Россией и сепаратистами в российской республике Чечня начался в начале 1990-х годов и стал причиной смерти примерно 100000 чеченцев. Как сказано в сообщении, опубликованном в газете "The Washington Post", столицу Чечни, город Грозный, бомбили больше, чем любой другой город Европы после окончания второй мировой войны.
Не будучи в состоянии конкурировать с российскими войсками по количеству боеприпасов, чеченские повстанцы в своей борьбе против них перешли к похищениям людей, самоубийственным взрывам и иным актам терроризма.
Недавнее нападение на школу номер 1 в Беслане, где погибли более 350 человек и свыше 700 человек получили ранения, является еще одним примером нападений такого рода.
Также интересен более широкий вопрос ислама как значительной идентифицирующей силы и многогранного смысла радикализации в России и в Евразии.
"Ислам пришел в Чечню очень поздно, лишь в 17-м веке, - сказала Хилл. - Исламская радикализация не имеет долгой истории. В случае с Чечней это довольно современный феномен".
Директор программы для Средней Азии и Кавказа Джон Шроберляйн (John Schoeberlein) сказал, что реальной угрозой для данного региона является неодобрение политики местных правительств народом, причем не обязательно просочившимися из-за границы крупными экстремистскими группами. Он сказал, что для смены правящих режимов в регионе не нужна широкая поддержка террористических актов и исламской радикализации.
"В действительности не нужно много людей, чтобы осуществлять террористические нападения, - сказал Шроберляйн. - Не обязательна и широкая поддержка общественностью более радикальных подходов к изменению какого-либо правящего режима".
Оба вышепоименованных специалиста недавно возвратились из поездки по данному региону. Они в четверг выступали на второй сессии продолжающегося семинара под эгидой Центра по международным отношениям, призванного изучить распространение ислама по всему миру. Председательствовала на этой дискуссии ассоциированный старший научный сотрудник Фонда Карнеги за международный мир Марта Олкотт (Martha Brill Olcott).
Гости семинара делились своими мыслями по поводу идентичности ислама и пытались разобраться с вопросом, существует ли реальная угроза распространения терроризма и исламской радикализации с территории России и Евразии.
Спустя чуть более месяца после нападения на Беслан тема терроризма и религии в Чечне была обсуждена вновь.
"Во всех странах Средней Азии наблюдается доминантный импульс к возрождению, - сказал Шроберляйн. - Предпринимаются попытки вернуться к более чистой форме религии".
Хилл согласилась, что религия становится все более могущественной идентифицирующей силой в регионе. Она указана на посещение Путиным Русской Православной церкви после нападения на Беслан как на целенаправленный жест, который призван укрепить эту идентичность, а также отметила исторически сильные связи с христианским миром армян.
С тех пор как Путин пришел к власти, мы наблюдаем постсоветскую идентичность как отождествление с Русской Православной церковью, - сказала Хилл. - Но на самом деле ислам является самой старой религией на территории, которую мы знаем как Российскую Федерацию".
Хотя религиозное самосознание растет, оно не обязательно несет с собой радикализм или террористическую деятельность.
Однако к взрывам 30 июля с.г. нескольких бомб вблизи посольств США и Израиля, а также одного из правительственных зданий в Ташкенте, Узбекистан, якобы, имеет касательство некая группировке, которая именует себя "Узбекский джихад". Это знаменует собой нарастающую тенденцию использования в Средней Азии террористов-смертников.
Узбекский президент Ислам Каримов, который приобрел известность благодаря предложенному им в 1998 году исключительно запретительному закону о религии, в котором парламенту делается предупреждение о недопустимости "мягкого подхода" к "исламским экстремистам", возложил ответственность за эти взрывы на исламских повстанцев.
По свидетельству правозащитной организации "Human Rights Watch", принудительное исполнение данного закона привело к тому, чтобы в ходе каримовских облав на "фундаменталистов" были схвачены и заключены в тюрьму многие миролюбивые мусульмане.
"Нужно сфокусировать внимание на Узбекистане, потому что его правительство заняло очень жесткую позицию в отношении исламской оппозиции, - сказал Шроберляйн. - Эта оппозиция вызвана не внешними силами, она вызвана внутренней политикой правительства". Шроберляйн сказал также, что правительство применяет драконовские меры, и что эта политика, а не просачивающиеся в Узбекистан из-за рубежа пришельцы, порождает оппозицию и радикализацию, а также плодит в стране террористические ячейки.
"Очень важной частью мусульманской религии являются поддержка бедных и помощь соседям, - сказала Хилл, разговаривая о религии вообще. - Но мы этого феномена не наблюдаем, потому что в случае с Россией большую помощь народу оказывает правительство".
Она сказала, что люди становятся радикалами, когда чувствуют, что не могут полагаться на помощь своего правительства. Когда правительства не способны помочь своим гражданам, разъяснила она, люди обращаются за помощью к внешнему миру.
"Религии не становятся радикальными, - сказала Хилл. -Радикалами становятся люди".
Третья сессия состоится 9 ноября и будет посвящена теме ислама в Европе. На ней выступят такие известные личности, как Оливер Рой (Oliver Roy) из Национального института научных исследований, Питер Мандавиль (Peter Mandaville) из Университета Джорджа Мейсона и Ивонна Хаддад (Yvonne Haddad) из Центра мусульманско-христианского взаимопонимания при Джорджтаунском университете.