Прошло двенадцать месяцев с того момента, как арест Михаила Ходорковского стал причиной начала расследования по делу 'Юкоса', инициированного министерством по налогам и сборам, и возбуждения нескольких уголовных дел в отношении акционеров компании 'Менатеп'. Но до сих пор нет ясного понимания того, как и когда все это закончится.
Неопределенность вокруг возможного исхода дела 'Юкоса' и 'Менатепа' по-прежнему является главной причиной нестабильности рынка ценных бумаг. Многие считают, что именно по этой причине некоторые рейтинговые агентства по-прежнему отказываются определять место России в рейтинге инвестиционного климата. В более широком плане это дело спровоцировало начало оживленных дебатов по поводу его остаточного воздействия на привлекательность России для иностранных инвесторов, о которой за последние годы часто говорит президент Владимир Путин. Это стало важнейшей составной частью объявленной им стратегии постепенного создания более диверсифицированных основ экономики с более равномерным распределением богатств среди населения.
Рынок ценных бумаг и недавно обозначившиеся ценовые тенденции российского долга показывают, что инвесторы устали от такой неопределенности и просто хотят, чтобы она закончилась, и чтобы указанное препятствие на пути роста внутренних и внешних портфельных инвестиций в России было устранено. Оптимизм положительной перспективы подтверждается тем фактом, что, несмотря на регулярно публикуемые заявления о росте озабоченности относительно законной защиты имущественных прав, крупные наднациональные компании, такие как 'Total' и 'Conoco', продолжают принимать на себя обязательства по капиталовложениям в России.
Существует много доводов в пользу того, что действия против 'Юкоса' и держателя его контрольного пакета акций - компании 'Менатеп', являются исключением и не будут повторены - по крайней мере, в такой агрессивной форме, - против других групп предпринимателей.
Это дело можно рассматривать в качестве необходимой части стратегии Кремля по восстановлению контроля над стратегически важной нефтедобывающей отраслью, а также над общим экономическим планированием.
Путин ясно дал понять, что считает развал советской системы управления и контроля в 90-е годы главной причиной почти всех проблем, унаследованных им от Бориса Ельцина в начале 2000 года. Хотя восстановление мощного политического контроля было совершенно очевидным приоритетом его политики в первый срок нахождения у власти, он также дал ясно понять, что его видение 'партнерства государственного и частного секторов' таково: государство задает общие направления и параметры развития, а частные предприятия должны 'подгонять' свою инвестиционную политику под данные направления и параметры, чтобы помочь государству в достижении намеченного.
Дело 'Юкоса' и 'Менатепа' предоставило Путину хорошую возможность восстановить государственный контроль над существенной частью главной стратегической отрасли национальной экономики, а также преподать деловым кругам урок на предмет того, что может произойти с теми, кто выступает против провозглашенных государством экономических приоритетов. В начале 2003 года Михаил Ходорковский прилагал очень активные усилия по лоббированию своих интересов в правительстве. Он стремился заставить правительство изменить объявленную им стратегию трехгодичного 'моратория' на наращивание экспортных нефтедобывающих мощностей, который дал бы министерству финансов возможность увеличить сбор налогов с нефтяных компаний. Такое увеличение позволило бы профинансировать бюджетные механизмы, обеспечивающие ускоренный рост производства в обрабатывающей промышленности.
Данное 'окно' считалось также необходимым для получения политической и общественной поддержки предлагаемому пакету реформ. Такое развитие событий не устраивало Ходорковского, которым двигало желание увеличить объемы экспорта в Соединенные Штаты и Китай, поэтому он попытался вызвать изменения в политике правительства.
На уровне практических дел одним из непосредственных результатов таких шагов правительства стало расширение налоговой базы в России, а также существенный рост объема налоговых поступлений. Например, за первую половину этого года объем налоговых поступлений в соотношении с ВВП вырос на 1,1 процент по сравнению с тем же периодом прошлого года.
Постепенно это дело подойдет к своей развязке, и когда это случится, рынок ценных бумаг облегченно вздохнет. А наличие большого количества ликвидных средств в руках местных инвесторов поможет рынку дышать свободно. Все это дело тянется слишком долго, а чересчур агрессивные и зачастую непоследовательные действия государственных органов, имеющих к нему отношение, показывают следующее. Совершенно очевидно, что решение о начале данного дела принималось на самом высоком правительственном уровне. Однако при этом не было уделено достаточного внимания тем механизмам, которые должны были осуществлять практические действия в его рамках. Нечто подобное мы наблюдали и в других важных вопросах, например, в медленном продвижении реформ. Все это вызывает сомнения у долгосрочных инвесторов. Они полагают, что Путин может быть действительно привержен идее 'благоприятного инвестиционного климата' и программе широких экономических и структурных реформ, однако при этом у него может просто отсутствовать административная база и инфраструктура для реализации данной идеи и программы. Дело 'Юкоса' выявило очевидную неспособность государственных органов решить относительно простую задачу: выставить 'счет' за неуплаченные налоги, хотя бы примерно соответствующий чистой стоимости активов объекта оценки.
По мере реализации пакета реформ инвестиционный рост будет по-прежнему основываться на узких областях. А это вызывает опасения в том, что внешние инвестиции по-прежнему будут направляться либо в сырьевые отрасли, либо в спекулятивные, такие как недвижимость. Данная стратегия обеспечит рост в среднесрочной перспективе, однако экономика в конце концов станет все больше зависеть от цикличности цен на сырьевые товары.
Это приводит нас к следующей проблеме. Если замедлится рост из-за снижения цен на сырье, кто сможет гарантировать, что государство не испытает соблазна еще раз вмешаться и начать в порядке исключения еще одно дело 'Юкоса/Менатепа'?
С другой стороны, в условиях, когда валютные резервы страны недавно достигли 100 миллиардов долларов, а стабилизационный фонд уверенно движется к отметке в 20 миллиардов, чистая сумма внешнего долга фактически становится равной нулю. Кроме того, Россия обладает существенным потенциалом для увеличения добычи и экспорта нефти и газа. Эти простые факты позволят фондовому рынку и некоторым стратегическим инвесторам просто отмахнуться от дела 'Юкоса/Менатепа'. Шансы делать хорошие деньги слишком велики, чтобы обращать внимание на негативные последствия этого дела.
Что касается завершающей фазы борьбы, то больше нет никаких сомнений в том, что государство как минимум намерено взять под свой контроль главную добывающую единицу 'Юкоса' - компанию 'Юганскнефтегаз'. Остается единственный вопрос: будет ли оно и далее продолжать конфискацию остающихся производственных подразделений, уничтожая таким образом 'Юкос'? Ключ к разгадке этой тайны лежит в ответе на следующий вопрос: что произойдет с контрольным пакетом акций 'Менатепа' в этом нефтяном гиганте? Путин ни в коем случае не позволит Ходорковскому выйти из тюрьмы, владея хотя бы каким-то остатком акций 'Юкоса'. Если пакет акций 'Менатепа' будет успешно конфискован в результате действий суда или добровольно передан в обмен на более мягкий приговор, то у Путина не будет необходимости уничтожать 'Юкос'.
'Юкос' в таком случае фактически станет компанией, управляемой государством, и постепенно превратится в российское подобие саудовской 'Aramco'. При этом рычаги управления будут, вероятно, переданы 'Газпрому'.
Кристофер Уифер - главный специалист по стратегическому планированию 'Альфа-Банка'