Идут ли Соединенные Штаты к фашистскому режиму? Этот неоднократно повторявшийся с момента прихода Буша (Bush) к власти вопрос все еще выглядит скорее идеологической бравадой, чем характеристикой реальной ситуации. Как это доказать в обществе гражданской свободы (вне зависимости от имперского прошлого государство, что уже вопрос отдельный), где равенство возможностей - розыгрыш в лотерее, в государстве, чье многонациональное общество составляют эмигранты со всего мира? А меньшинство - коренные американцы, краснокожие из вестернов.
Обычно в такой ситуации, по вполне очевидным причинам, вспоминается нацистская Германия, по крайней мере, в том, что касается имперских стремлений. И здесь мы сталкиваемся с проблемами, потому как, сравнивая оба эти примера, понимаем, что схожих черт в них столько же, сколько и различий. Германия никогда не занимала территории, превосходящей по своим размерам какой-нибудь наиболее крупный из полусотни американских штатов. Та Германия представляла собой не двухпартийную демократию, а военную диктатуру, которая, тем не менее, сумела найти гораздо более эффективную поддержку среди населения, чем сегодня это позволяет политическая апатия среднего американца. Германия предрекала собственное благополучие. Соединенные Штаты, в свою очередь, обещают благоденствие всему миру, основываясь на неком предполагаемом моральном авторитете, которому в гитлеровской Германии не уделяли внимания даже как видимости.
Названный 'моральный авторитет' с гуманными целями позволил Соединенным Штатам уничтожать в конце второй мировой войны немецкие города: размах тех операций был несравним с впоследствии увиденными в Ираке, Вьетнаме и прочих американских войнах. По силе удара его превзошла лишь атомная бомбардировка Хиросимы и Нагасаки. Стоит отметить, что подобный 'авторитет' никогда не оспаривался ни немцами, ни японцами.
Особо показательным кажется коллективное 'забвение' жителей современной Германии в отношении 'примерного наказания', впоследствии описанного Куртом Воннегутом (Kurt Vonneguth) в 'Бойне номер пять'. В своей последней книге 'Естественная история разрушений' (1999) выдающийся немецкий писатель В.Г. Себальд (W.G. Sebald) внимательно изучает эту лакуну в сознании немецкого народа, отраженную во многих произведениях послевоенной литературы. Как бы то ни было, те эпизоды конца второй мировой войны - военное преступление, совершенное союзниками против гражданского населения.
Хайль Буш?
Сегодня сложнее, чем когда-либо прежде, установить, кто правит Соединенными Штатами. Здесь мы не станем учитывать наблюдений историка Джона Николса (John Nichols), заявившего, что 'настоящим главой' правительства является вице-президент Дик Чейни (Dick Cheney).
С чисто описательной позиции достаточно знать, что номинальным президентом Соединенных Штатов является (все еще) Джордж Буш. В его окружение входят: гражданский 'генерал' Дональд Рамсфелд (Donald Rumsfeld), нефтяной магнат Дик Чейни, маршал-идеолог Карл Роув (Karl Rove), а также соколы среднего ранга Колин Пауэлл (Colin Powell), Пол Вулфовиц (Paul Wolfowitz) и Кондолиза Райс (Condoleezza Rice) - негры и евреи уже подходят для правления государством. Крайне правых представляют Джон Эшкрофт (John Ashcroft), Том Ридж (Ton Ridge), Джеймс Бейкер (James Baker) и прочие сиятельные персоны.
Остававшееся до определенного времени незначительным вторжение в политическую элиту популярного Арнольда Шварценеггера (Arnold Schwarzenegger) вызвало повышенный интерес после публикации материалов о генеалогических корнях нынешней политической элиты Вашингтона. Материалов не столько отражающих неудобные родственные связи, сколько действующий сегодня проект правления. Не в порыве энтузиазма, а, скорее, терзаемые дурным предчувствием, журналисты 'Free Press' Боб Фитакис (Bob Fitakis) и Харви Вассерман (Harvey Wasserman) собрали старые факты и новые документальные свидетельства и сделали следующий вывод: 'Дед Джорджа Буша помогал финансировать партию нацистов, дед Карла Роува участвовал в управлении названной партии и напрямую способствовал строительству концлагеря в Биркенау (Бжезинка). И потому не удивляет их поддержка, оказанная кандидату в губернаторы Калифорнии - сыну некоего Густава Ш., добровольца 'коричнево-рубашечников', дослужившегося до капитанского звания и участвовавшего в 'Хрустальной ночи' и прочих погромах, которые нацисты устраивали в тридцатых годах'. И это, не учитывая положительных отзывов в адрес Адольфа Гитлера, сказанных самим актером-губернатором.
В 1994 году Марк Аарон (Mark Aaron) и Джон Лофтус (John Loftus) в 'Тайной войне против евреев' установили, что Джордж Герберт Уолкер (George Herbert Walker) был одним из основных покровителей Гитлера в США. Он финансировал деятельность молодого фашиста через 'Union Banking Corporation'. В 1926 году этот Уолкер (потомок флибустьера Уолкера, разорявшего в 19-ом столетии Центральную Америку) сумел выдвинуть своего зятя Прескотта Буша на пост вице-президента компании 'W.A.Harriman'. Прескотт Буш стал акционером компании после того, как она объединилась с 'Brown Harriman Company'. В 1934 году он уже вошел в совет правления 'Union Banking', поддержавшей германских нацистов и профинансировавшей начало второй мировой войны.
Роланд Харриман (Roland Harriman) - брат выдающегося губернатора Нью-Йорка Аверелла Харримана - был начальником Прескотта Буша и компаньоном аристократов Тиссен-Борнемиса (Thyssen-Bornemiza), порвавших с нацистами в 1938 году (американские друзья своих связей с фашистским режимом не разрывали никогда). Как отметил Джонатан Салант (Jonathan Salant), подобная дружба не помешала деду Буша быть избранным в 1952 году на пост сенатора Коннектикута и считаться возможным кандидатом на пост президента.
31 июля 1941 года правительство Рузвельта (Roosevelt) заморозило 3 миллиона долларов, которые 'Union Banking' намеревалась перевести Фрицу Тиссену - экономическому крестному отцу Гитлера. Как пишет Лофтус, 'друзьями Тиссена в Нью-Йорке были Прескотт Буш и Герберт Уолкер' - отец и дед, соответственно, того, кто в семидесятых годах возглавлял ЦРУ, а следующее десятилетие управлял Соединенными Штатами (точнее на протяжении 12 лет, хотя формально президентом он являлся лишь четыре года). Речь идет о Джордже Буше-старшем.
20 октября 1942 года правительство Соединенных Штатов прекратило все финансовые операции с гитлеровским режимом, и в соответствии с 'Актом о сделках с противником' конфисковала 'Union Banking Corporation'.
25 сентября 2004 года британская 'Guardian' опубликовала новые материалы. Хозяин крупнейшей в Германии стальной и угольной компании барон Тиссен нажился на перевооружении гитлеровской армии. Один из оплотов конспиративной международной сети Тиссена 'Union Banking Company' заключала эксклюзивные сделки с контролируемым бароном голландским банком 'Handel' (в те времена Роттердам и Швейцария играли роль нынешнего налогового рая на Каймановых островах). Еще большее беспокойство вызывают связи Прескотта Буша с принадлежавшим все тому же Тиссену 'Стальным концерном Силезии'. 'Во время войны, - пишет 'Guardian', - это расположенное на польско-германской границе производство использовало в качестве рабочих узников нацистских концлагерей, в том числе и 'Освенцима''.
В 2001 году оставшиеся в живых бывшие заключенные 'Освенцима' Курт Юлиус Гольдштейн (Kurt Julius Goldstein) и Питер Гингольд (Peter Gingold) подали в суд на правительство Соединенных Штатов и семью Буша, потребовав выплатить 40 миллионов долларов в качестве компенсации за использование их рабского труда. Иск был отклонен как затрагивающий интересы 'государственного суверенитета'. Тем не менее, восьмидесятилетние бывшие узники нацистов обратились в Гаагский Международный Трибунал и ждут вынесения приговора.
Последующие публикации дают исчерпывающую информацию об отмывке нацистских денег Бушем и Харриманом. Майкл Корниш описал эти 'опасные связи' в опубликованной 'Boston Globe' книге 'Восхождение династии Бушей'. Лофтус, со своей стороны, доказал, что Прескотт Буш 'осознанно' отмывал нацистские деньги: бухгалтерские записи его компании были в 1942 году конфискованы U.S. Alien Property Custodian и возвращены лишь в 1951 году.
В своей публикации Фитакис и Вассерман отмечают, что послевоенные контакты семьи Буша с бывшими нацистами не исследовались, тем не менее, они существуют. Причем, несмотря на то, что сегодня распространяется множество публикаций, в которых нынешний американский президент утверждает, что его дед никогда не 'симпатизировал' нацистской идеологии. И даже выступил против маккартизма пятидесятых (однако, стоит обратиться к фактам, объясняющим подобную его позицию: существуют документы, согласно которым Прескотт Буш заключал сделки и с Иосифом Сталиным). Семья Бушей не так давно дала добро на публикацию апологетической биографии Прескотта Буша - 'Долг, честь и отечество': вся книга, за исключением лишь пары страниц, служит опровержением связи выдающегося деда с нацистскими промышленниками.
Но на этом история не заканчивается. В отмывке нацистских денег вместе с Прескоттом Бушем участвовал Джон Фостер Даллес (John Foster Dulles), впоследствии занимавший пост госсекретаря в правительстве Эйзенхауэра (Eisenhower). Брат Джона - Аллен Фостер Даллес - был главой ЦРУ: и здесь появляются контакты с разведывательным управлением. В 'Пробуждении зверя' Мартин Ли (Martin Lee) документально подтверждает, что службы разведки Соединенных Штатов вербовали многочисленных агентов из числа высокопоставленных нацистов для шпионажа в отношении Советского Союза во времена холодной войны.
В 1988 году так называемый 'Project Censored' продемонстрировал, как СМИ скрывали, игнорировали или урезали репортажи, в которых ставилась под сомнение кандидатура Буша-старшего в качестве президента. Начиная со своего первого назначения в ЦРУ 'друга' Даллеса (1963) и на протяжении последующих 25 лет, до самого выдвижения кандидатом в президенты, отец нынешнего хозяина Белого Дома поддерживал тесные отношения с антисемитскими кругами нацистской направленности.
Журналисту Рассу Белланту (Russ Bellant) удалось установить связь между республиканской партией и бывшими нацистами, которым Штаты давали укрытие. В восьмидесятых годах Боб Гроссман (Bob Grossman) ввел в обращение термин 'friendly fascism' - 'дружественный фашизм' - обозначив им это не настолько тщательно скрываемое течение в республиканской партии. В 2000 и 2001 гг. журнал 'Columbus Alive' опубликовал документы, удостоверяющие связь бывшего президента Буша с сектой Сан Мен Муна (Sun Myung Moon) и ее собственной фашистской сетью в Японии и Южной Корее.
Несмываемое пятно Карла Роува
Пришел черед и Карла Роува, управляющего Джорджем Бушем еще со времен Техаса. Здесь стоит вспомнить маршала Джозефа Геббельса (Joseph Goebbels). Играющий роль 'мозга' Буша Роув чуть не погорел, когда выдал агента ЦРУ Валери Плейм (Valerie Plame) - жену бывшего американского посла в одной из африканских стран Джозефа Уилсона (Joseph Wilson). Это было своего рода наказанием за то, что Уилсон не сумел доказать факт покупки Саддамом Хусейном (Saddam Hussein) ядерного материала у нигерийского правительства. Факт имел место, когда Буш еще искал предлог для вторжения в Ирак.
Сам Уилсон, равно как и подполковник ВМС США Ал Мартин (Al Martin) утверждают, что дедом Карла Роува был Карл Хайнц Роверер (Karl Heinz Roverer) - в 1930-х годах гауляйтер Оденбурга и штатгальтер (наместник) в этой германской области. Кроме того, он был акционером и главным инженером компании 'Roverer Sud-Deutche Ingenburo', участвовавшей в строительстве концлагеря в Биркенау (Бжезинка), где были уничтожены десятки тысяч евреев, цыган и инакомыслящих.
Прежде чем попасть в Белый Дом и застеленные коврами гостиные на Пенсильвания Авеню, 1600 наш Карл Роув жил в Юте. Адепт мормонской церкви Роув считается 'инженером' нынешней 'администрации Буша'. Этот создатель и разрушитель репутаций с равным успехом сумел скрыть как прошлое своей семьи, так и сделать настоящее открытие в виде Арнольда Шварценеггера. Не говоря уже об организованном во Флориде в 2000 году государственном перевороте.
Удачная эмиграция в Соединенные Штаты позволила Роуву сменить имя и стереть все следы прошлого. Но некоторые следы не способен запутать даже самый опытный лис. И подтверждением тому служит одна показательная оплошность. Боб Вудворд (Bob Woodward) в своей книге 'Буш на войне' описывает следующую сцену: 'Вскоре после событий 11 сентября 2001 года Джордж Буш появился на стадионе 'Yankee Stadium' одетый в форму пожарного и сделал первую подачу. Толпа ответила возгласом приветствия. Тысячи фанатиков вскинули руки с поднятым вверх большим пальцем. 'Похоже на нацистский митинг', - заметил воодушевившийся Роув'. Как усмехнулись Фитакис и Вассерман, а еще до них Вудворд: он сам это сказал.
А теперь вернемся к первоначальному вопросу (идут ли Соединенные Штаты к фашизму?), на который, возможно к счастью, пока нельзя дать однозначный ответ. Была мастерски создана система телевизионного консенсуса, позволяющая управлять массами при помощи страха и достаточно примитивного патриотизма. Последовав примеру 'Fox News', большинство телекомпаний включилось в ту же систему, руководствуясь, как минимум, доводами рыночных отношений.
И сегодня идет пропаганда ни какой-либо одной расы или искаженной философии, а рыночной идеологии. Если компании Буша удастся еще раз достучаться до сердца американского народа, продвижение нового фашизма продолжится. Остается еще один вызывающий опасения симптом. По мнению европейских аналитиков, Россия под управлением Владимира Путина идет к фашизму. Возможно, к иному. Возможно, к тому же самому. Это особенно важно, если помнить, что у Вашингтона и Москвы есть общий враг: радикальный фашизм исламистских группировок, привлекающий, в свою очередь, миллионы людей по всей планете. Этот новый феномен, точное месторасположение которого неизвестно, владеет самым опасным из всех видов оружия - чувством затаенной обиды. Самое время перечитать Германа Броха (Hermann Broch), описавшего процесс зарождения и проявления фашизма в ситуации безразличия и постепенное разложение им человека.
Крайне необходимо (но достаточно ли?) распространение в республиканской партии и выходящее за ее рамки социальное движение, пытающееся остановить Буша. Сторонники этого движения подозревают, что 'бушинианцы' никогда не уйдут из Белого Дома по-хорошему. Вселяет надежду тот факт, что значительный сектор индустрии развлечения, играющий настолько важную роль в стране, воспитанной на этой самой индустрии, принял решение идти против правящего течения. Смогут ли уличные манифестации, оппозиция голливудских звезд и здравый смысл разрушить тот коллективный гипноз, в который погрузилось общество самого могущественного в военном плане государства?