Администрация Буша (Bush) делает вид, а многие американцы верят, что нарушения прав заключенных, посаженных американцами в тюрьмы в других странах, закончились после публикации фотографий, сделанных в иракской тюрьме "Абу-Грейб". К сожалению, это не так. Возложив вину за преступления в "Абу-Грейб" на нескольких военнослужащих низшего звена, Белый дом, Пентагон и Центральное разведывательное управление продолжили проводить, иногда секретно, выходящую за пределы допустимого политику, позволяющую американским служащим нарушать Женевские конвенции и другие правовые нормы, регулирующие содержание и порядок допросов иностранных заключенных. В рамках этой политики продолжают применяться приемы, идущие вразрез с основополагающими американскими ценностями - пусть даже нет сенсационных фотографий, доказывающих это.
Самым последним примером являются "заключенные-призраки" - подозреваемые, захваченные в Ираке и в Афганистане, допрашиваемые в секретных местах, иногда даже за пределами страны, данные о личностях которых и о их местонахождении скрываются от их родственников, от Международного Красного Креста и даже от Конгресса. Они практически "исчезли", как заключенные некоторых печально известных диктаторских режимов. Первое официальное расследование правонарушений в "Абу-Грейб" назвало эти способы "ведущими в неправильном направлении, противоречащими военной доктрине и нарушающими международное право". Однако, по данным журналистки нашей газеты Даны Прист (Dana Priest), ЦРУ уже после этого вывезло как минимум еще десять "заключенных-призраков" из Ирака для их допросов в секретных тюрьмах.
Женевские конвенции, которые администрация, по ее словам, выполняет в Ираке, требуют регистрации всех задержанных в Красном Кресте. Конвенции также запрещают "насильственные перемещения или депортации" физических лиц, и запрещают все виды "физического или морального принуждения . . . особенно для получения информации". Чтобы обойти эти четкие стандарты, ЦРУ, судя по всему, вновь прибегает к секретным правовым положениям, которые - с тех пор, как они стали известными общественности - обсуждаются всеми руководящими лицами, кроме политических назначенцев Буша. Одно из них, попавшее к советнику Белого дома Альберто Гонзалесу (Alberto R. Gonzales) 18 марта этого года, озаглавлено "Защищаемые лица в оккупированном Ираке". В нем утверждается, что на некоторых из задержанных в этой стране людей могут не распространяться действия международных конвенций - с чем не согласен Красный Крест. В проекте еще одной докладной записки, составленной министерством юстиции примерно в то же самое время, но так и не утвержденной официально, говорится, что даже "защищаемые лица" могут вывозиться за пределы Ирака для допросов "на короткий, но не указанный точно промежуток времени".
Неизвестно, какие правовые стандарты применяет ЦРУ к своим "заключенным-призракам", так как Управление отказывается сообщать об этих стандартах даже комитетам Конгресса, ответственным за контроль, не говоря уже об общественности. Однако в любом случае абсолютно ясно, что практика содержания заключенных без связи с внешним миром в секретных тюрьмах без контроля извне является нарушением основных прав человека. Ряд членов Конгресса, в том числе несколько сенаторов-республиканцев, выразили возмущение фактом существования "заключенных-призраков" и пообещали провести расследование; на данный момент они этого еще не сделали. Сейчас - хорошее время, чтобы его начать.