Польша, крупнейшая из десяти стран, вступивших в этом году в Евросоюз в рамках исторического движения на восток, стремится максимально использовать появившиеся у нее новые возможности. Экономика развивается довольно быстро, в страну хлынул новый поток инвестиций, стимулом которого стало вступление Польши в ЕС. Польские экспортеры возобновили попытки захватить западные рынки.
В польской деревне, которая опасалась вступления страны в ЕС, фермеры радуются неожиданному скачку объемов экспорта продуктов питания, а также распределению выплат ЕС в рамках оказания помощи.
Однако политическая жизнь страны в замешательстве. Там царит коррупция и глубокие противоречия между левоцентристским правительством, возглавляемым бывшими коммунистами и демократическими левыми силами с одной стороны, и правыми оппозиционными партиями, решительно настроенными на победу в ходе общенациональных выборов, намеченных на май 2005 года, с другой.
Политики, обращающие внимание на результаты социологических опросов, все больше прибегают к патриотической риторике из страха быть вытесненными со сцены, или, по крайней мере, из боязни, что их перекричат левые и правые популистские группировки.
В международных делах первые месяцы пребывания Польши в ЕС были омрачены спором по поводу конституционного договора ЕС, трениями с США в вопросе деятельности польского воинского контингента в Ираке, и более всего, обострением спора с Германией по поводу наследия Второй Мировой войны.
Марек Белка, технократ, занявший пост премьер-министра сразу после вступления Польши в ЕС и сменивший на этом месте Лешека Миллера, борется за укрепление собственной власти. Даже президент Александр Квасьневский, наиболее популярный польский политик, не смог стабилизировать политическую ситуацию и навести порядок.
Корни политической неразберихи в Польше лежат в незавершенности перехода от коммунизма.
Хотя в стране наблюдается расцвет активных демократических партий, Польша пока не смогла создать сильные общественные институты для контроля за политиками. В особенности это относится к созданию эффективно действующих и независимых судов.
Политическая элита поддерживает общий курс на политическую интеграцию с ЕС и НАТО, на экономическое развитие, на прочные связи с Соединенными Штатами - но выступает резко против побочных эффектов прогресса.
Четыре года назад финансовые скандалы привели к уходу последнего правительства, возглавляемого антикоммунистическим движением 'Солидарность'. Сегодня та же судьба постигла посткоммунистический Союз демократических левых сил (СДЛС).
Господин Миллер подал в отставку в связи с обвинениями в том, что некий бизнесмен, тесно связанный с СДЛС, пытался получить взятки от ведущей медиа-компании в деле, получившем название польского Ривингейта.
Господину Белке приходится иметь дело с последствиями парламентского расследования 2002 года по деталям деятельности крупнейшей нефтяной компании страны PKN Orlen, в которую были якобы вовлечены силы безопасности страны. Говорит спикер парламента и лидер СДЛС Йозеф Олекси: 'Коррупция идет рука об руку с посткоммунистической трансформацией. Государство, основанное на законе, пока не создано'.
Коррупция внесла свой вклад в то, что общественность разочаровалась в политическом руководстве страны и его политике. Люди, приносившие десять лет назад жертвы во имя экономических реформ, устали от призывов к дальнейшей экономической перестройке.
Этим воспользовались популистские лидеры, включая Анджея Леппера, бывшего боксера, возглавляющего ныне левацкую группировку Самообороны, и Романа Гертича, молодого лидера правой Лиги польских семей.
Если оценки социологических опросов правильны, либеральная Гражданская Платформа на выборах будущего года станет самой многочисленной и мощной партией и возглавит очередное правительство. Но среди ее возможных партнеров могут оказаться Лига польских семей и правая группировка ПиС, выступающая за вмешательство государства в экономику и за жесткие меры в борьбе с преступностью.
Дело осложнится тем, что возможные соратники в первые месяцы после выборов будут бороться друг с другом за выдвижение своих кандидатов на освобождающееся кресло господина Квасьневского, который должен оставить свой пост после двух президентских сроков. К счастью, экономика находится на подъеме, на 2004 год прогнозируется рост ВВП в 6 процентов, главным образом, благодаря экспорту. Польские компании, во время спада 2001-2002 годов сократившие издержки и начавшие поиски новых рынков, сегодня получают рекордные прибыли.
Все компании, от мала до велика, выстраиваются в очередь за проектами, финансируемыми за счет помощи ЕС. То же самое делают местные власти, желающие провести модернизацию своих дорог, водопроводов и систем канализации. 'В стране наблюдается огромная активность', - говорит глава Польской конфедерации частных работодателей Генрика Бошнярц.
Сельские фермеры увеличивают объемы продаж немецким супермаркетам. Почти полностью выразив доверие вступлению в ЕС, 90 процентов польских фермеров записалось на получение прямых выплат от ЕС. Многонациональные компании выполняют свои обязательства перед Польшей. Хотя потоки прямых инвестиций ниже рекордного уровня периода приватизации 1998-2001 годов, они остаются довольно значительными, составив в 2003 году почти 3,7 миллиарда долларов.
Последняя волна захватила компании, которые заключают соглашения с иностранными компаниями на выполнение некоторых управленческих функций. К таким контрпартнерам относятся датский производитель электроники Phillips и американская компания Citigroup. Тем не менее, над экономикой сгущаются тучи. Безработица значительно снизилась, однако ее уровень по-прежнему составляет 19 процентов, а ближайшего падения не предвидится. Каждый год на польский рынок труда выходит полмиллиона молодых людей. Это самый высокий показатель в ЕС.
Бизнес увеличивает объем производства, но сдерживает капиталовложения. Сказываются опасения по поводу финансовых скандалов в правительстве, выборов будущего года и экономической политики. Многие обеспокоены состоянием государственного бюджета. Хотя большинство доверяет планам правительства снизить государственный дефицит с 5,3 процента в этом году до 3,7 процента в 2005 году, люди не уверены в перспективах на 2006 год и далее. Без снижения объемов заимствований будет трудно достигнуть поставленной цели по присоединению к евровалюте. Во внешней политике Польша оказалась неудобным партнером для других членов Евросоюза и для США.
Добившись членства в НАТО и ЕС, Польша, похоже, стремится сегодня самоутвердиться на международной арене. В прошлом году Варшава рискнула пойти на обострение с Германией и Францией, двумя самыми крупными государствами ЕС, и смело присоединилась к иракской кампании под руководством США. Однако, разместив там 2 500 военнослужащих, польские руководители выражают свое недовольство, особенно по поводу того, что в Ираке так и не было найдено оружие массового уничтожения.
В декабре прошлого года Польша всколыхнула весь Евросоюз, отказавшись поддержать конституционное соглашение, и инициировала многомесячные жесткие споры, после которых соглашение было принято с поправками.
Отношения с Германией портят группировки, представляющие немцев, депортированных в 1945-46 годах с бывших германских территорий, которые после войны вошли в состав Польши. Эти группировки угрожают подать иски о возмещении убытков. Хотя правительство Германии отказалось поддержать такие требования, Польша отреагировала с яростью. Парламент принял запрос по поводу требований военных репараций от Германии.
Министр иностранных дел Польши Влодзимеж Чимошевич заявляет, что сейчас обе стороны осознают опасность дальнейшего обострения отношений: 'Успех майского расширения Евросоюза зависит от ликвидации разногласий в Европе'. Отношения с Россией прохладные. Россия негодует по поводу расширения ЕС до своих границ и по поводу заинтересованности Польши в наращивании связей с восточными соседями, особенно с Украиной.
Визит Квасьневского в Москву прошел плохо - президент Путин был разгневан тем, как польские СМИ освещали осаду бесланской школы. Такое освещение событий лишь подчеркивало жесткость действий российских властей в Чечне.
Польша пытается найти свое место в мире в исключительно трудное время. Ситуацию осложняет положение в Ираке, война против терроризма под руководством США, рост цен на нефть и возрождающаяся Россия. Политические споры внутри страны зачастую лишают Польшу возможности делать правильный выбор.