Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Последний диктатор Европы душит голоса свободы

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
В это время студенческого семестра Марина Пуздрова могла сидеть в лекционной аудитории серого кирпичного здания на улице Бровка. Однако ее университет закрыт, а студенты и преподаватели разогнаны из-за каприза самовластного президента страны Александра Лукашенко.

МИНСК, Белоруссия - В это время студенческого семестра Марина Пуздрова могла сидеть в лекционной аудитории серого кирпичного здания на улице Бровка. Однако ее университет закрыт, а студенты и преподаватели разогнаны из-за каприза самовластного президента страны Александра Лукашенко.

19-летняя Марина Пуздрова могла бы сегодня учиться на втором курсе Европейского гуманитарного университета, который с момента его открытия в 1992 году был форпостом свободного образования во все более несвободном государстве. Поэтому он представлял угрозу новой государственной идеологии, которую последовательно создает господин Лукашенко.

Хотя ей предложили место в Белорусском государственном университете, она и две ее сокурсницы с философского отделения, а также другие студенты университета вместо этого намерены уехать из Белоруссии, чтобы продолжить образование в Чехии.

'Мы надеемся найти там больше личной свободы', - заявляет Марина.

17 октября в Белоруссии был проведен конституционный референдум, давший Лукашенко право баллотироваться на пост президента страны неограниченное количество раз. Голосование, названное политическими оппонентами и международными обозревателями незаконным, помогло президенту еще больше консолидировать политическую власть в стране, которую уже называют последней диктатурой Европы.

Как и другие страны, появившиеся в результате распада Советского Союза 13 лет назад, это десятимиллионное государство обрело свою независимость. Однако надежды на демократию рухнули, когда к власти пришел Лукашенко. Хотя в первый раз в 1994 году Лукашенко был избран на волне популистских обещаний победить коррупцию и восстановить стабильность, белорусский режим стал одним из наиболее репрессивных на постсоветском пространстве.

Власть и контроль Лукашенко простирается далеко за пределы политики. За 10 лет нахождения на президентском посту он укрепил свое владычество над бизнесом, средствами массовой информации, гражданскими организациями и учебными заведениями - короче говоря, над всем и над всеми, кто может бросить ему вызов.

Журналистам предъявляют обвинения в критике президента - а за это преступление наказывают штрафами, внутренними ссылками и даже тюремными сроками до четырех лет. Даже те немногочисленные структуры частного бизнеса, которые существуют в стране - а почти 80 процентов национальной экономики находится в руках у государства - при наличии самых незначительных претензий предстают перед судом.

Власти закрывают или постоянно запугивают частные организации, особенно те, что получают финансовую помощь от Европы или Соединенных Штатов. Господин Лукашенко регулярно осуждает их деятельность, прибегая к риторике и стилистике времен холодной войны.

Белорусский Хельсинкский комитет, местное отделение международной правозащитной организации, с августа 2003 года подвергается судебным обвинениям, в частности за то, что в официальной переписке не ставит собственное название в кавычки.

'Мы думали, что хуже быть уже не может, - сказала в интервью в своем маленьком кабинете президент комитета Татьяна Працко, - но, оказывается, может'.

Соединенные Штаты и Евросоюз усилили давление на Белоруссию, введя, среди прочего, запрет на въезд на их территорию для господина Лукашенко и других высокопоставленных руководителей, подозреваемых в причастности к исчезновениям политических оппонентов в 1999 и 2000 годах. Лукашенко ответил тем, что усилил свой режим власти и активизировал нападки на тех, кого он считает агентами Запада.

Господин Лукашенко, бывший колхозный руководитель, не только сохранил характерные признаки советской экономики, но и предпринял усилия для воссоздания структур, позволявших советским властям поддерживать порядок в обществе.

Два года назад он издал постановление, в соответствии с которым в государственных учреждениях, на заводах и в школах должны проводиться 'политинформации', подобные тем, что когда-то проводили коммунисты. В прошлом году он создал Белорусский Союз Молодежи, членство в котором, как и во времена его предшественника Комсомола, является непременным условием для поступления в университет или для получения работы. Он также создал официальную идеологию, которая носит довольно размытый характер, однако вращается вокруг не вызывающего сомнения института президентства.

Кампания правительства против Европейского гуманитарного университета типична для деятельности Лукашенко. В апреле министерство образования отдало распоряжение, в котором в 26 пунктах определяется, как должна вестись учебная и иная работа в университетах страны. В частности, там накладываются ограничения на поступление средств из-за рубежа, а также на программы обмена. Одна из мер призывает контролировать 'морально-психологический климат' в студенческих общежитиях.

В таких условиях было совершенно очевидно, что Европейский гуманитарный университет станет объектом для нападок.

Этот университет был организован в первые бурные дни белорусской независимости группой профессоров и белорусской православной церковью, которая создала там свой первый теологический факультет. Идея состояла в том, чтобы организовать частное учебное заведение, смоделированное по примеру университетов Британии и Соединенных Штатов. Вначале там обучалось 67 студентов, однако позже их число выросло до 1 000.

'Здесь формировали свободомыслящих людей, - говорит декан философского факультета университета Григорий Минянков, - они учились критически мыслить. Но такие люди здесь не нужны'.

В январе министр образования Белоруссии Александр Радков призвал ректора университета Анатолия Михайлова уйти в отставку. Тот отказался. В июле администрация Лукашенко приказала университету освободить арендуемое им помещение на улице Бровка. Неделей позже все то же министерство отозвало лицензию университета, назвав в качестве причины (все, как у Кафки) отсутствие свободных помещений для проведения занятий.

В прошлом месяце Лукашенко в своем выступлении ясно обозначил мотивы такого решения, назвав учебные и образовательные цели университета подрывной деятельностью.

Он заявил: 'Существовало скрытое, однако твердое намерение готовить здесь, в Белоруссии, в Европейском гуманитарном университете, прежде всего новую белорусскую элиту, нацеленную на увод Белоруссии на Запад, когда для этого будут подходящие условия'.

'А насчет других белорусских ВУЗов, находящихся в Бресте, Витебске, Гомеле и Могилеве, не говоря уже о ведущих университетах Минска? - продолжил он (выступление приводится по тексту изложения в официальной газете 'Советская Беларусь), - кого обучают они? Слуг и рабов для этой самой новой элиты?'

Гуманитарный университет пытается выжить хотя бы виртуально. Десятки студентов перевелись в европейские и американские университеты, которые согласились признать уже полученные оценки в зачетных книжках. Ректор Михайлов покинул страну, приняв предложение работать в Дэвисовском центре российских и евразийских исследований Гарвардского университета.

Проректор Владимир Дунаев говорит, что занятия будут продолжаться в онлайновом режиме.

'Очень трудно разрушить нашу концепцию, - заявил он, - мы живем не в эпоху Брежнева, а в эпоху Интернета'.

В 2003 году правительство закрыло учебное заведение, выполнявшее похожую миссию. Это учебное заведение, называемое Гуманитарный лицей, сегодня работает подпольно. Занятия проводятся на квартирах, втайне от властей.

Студенты лицея, а сегодня их стало меньше сотни, продолжают учиться, хотя понимают, что государство не признает их дипломов.

Заместитель директора лицея Ирина Сидоренко говорит, что родители многих учеников получают угрозы наказания.

'Мы чувствуем себя повисшими в воздухе и не знаем, сможем ли прожить хотя бы еще месяц, - сказала она, - нашему обществу можно только посочувствовать'.