Эта статья впервые увидела свет 15 ноября 2000 года, когда в штате Флорида шел пересчет голосов, поданных за Гора и Буша. Она не менее актуальна и накануне нынешних выборов. Хочу надеяться, что эта статья перестанет быть нужной в 2008 году.
Мы, возможно, являемся свидетелями демонтажа демократии в Америке. Да, вы можете меня заклеймить как паникера. Ручейки релятивизма, иронии, невежества, насмешек, анисторицизма, тупости средств массовой информации (СМИ), чрезмерного адвокатствования, гиперпартийности и жажды власти образовали могучую реку разрушения, которая - прямо на наших источающих слезы глазах - с пугающей быстротой размывает 200 лет американского самоуправления.
Теоретики демонтажа гордятся тем, что разбирают на части цельное, чтобы показать, что это цельное никогда не было реальным - всего лишь бесполезным объектом наших патетических усилий по вложению смысла в бессмысленное.
Этот демонтаж открывает нашу юношескую веру в разум, правду и познаваемость вещей.
Мы, дураки, полагали, что можно честно подсчитать голоса избирателей, что выборы позволяют измерить и сформировать народное волеизъявление, и что закон - это щит, который защищает наши выборы, а не меч, который разваливает их на куски. Мы считали себя стопроцентными американцами. Но в нашей же среде выросли другие, опасные чужаки, люди, которым чуждо наше национальное самосознание. Они нас узурпировали в нашей собственной стране. Они американцы по рождению, но по признаку морального родства с нами они с таким же успехом могли бы быть марсианскими рептилиями.
Эл Гор (Al Gore) и его банда адвокатов-террористов грабят наши невинные законы и цинично используют эти самые законы для того, чтобы сделать бессмысленными выборы, которые эти законы были призваны защищать. На прошлой неделе быстро вошло в моду утверждать, что у нас есть масса времени, что они хотят просто полного и честного подсчета голосов, что не может быть никакого вреда от этих маленьких манипуляций процессом выборов. Но, перефразируя Альбера Камю (Albert Camus), можно сказать "Никому не следует думать, что победа на выборах, вырванная путем подобных конвульсий, будет иметь успокаивающий, укрощающий аспект, который с радостью себе представляют некоторые. В результате этих ужасных потуг на свет появится чудовище".
Защищаясь от попыток Гора использовать закон для получения победы на выборах, лагерь Буша неизбежно ответил тем же. А что еще могли они поделать? Сидеть, сложа руки, и видеть, как у них воруют их победу? Однако сегодня мы имеем две банды перебегающих из лагеря в лагерь адвокатов, которые обе пытаются переиграть систему. Джордж Буш-младший (George W. Bush) был вынужден пойти по пути Эл Гора, чтобы не умереть политически. Но лагерь Буша в своем стремлении нанести поражение растущему избирательному могуществу г-на Гора рискует искалечить собственную честь.
Авраам Линкольн (Abraham Lincoln) однажды заметил, что на всем протяжении своей карьеры он чувствовал, что история управляет им больше, чем он управляет историей. И вот сегодня мы наблюдаем, что как хорошие, так и плохие люди управляются событиями, которые они больше не способны контролировать. Теперь, когда начались судебные тяжбы, они, как и могучая Миссисипи, просто будут катиться вперед. Даже если один из кандидатов в силу какой-либо причины уступит другому, он только лишь добавит тому чувство презрения и предательства к чувству неминуемой кражи, которое и так уже будоражит кровь его сторонников. И он не дождется похвал за искусное управление государственными делами. Это окно возможности закрылось где-то в прошлую пятницу. Отныне это будет характеризоваться просто как уступка неизбежному.
Разрушители сделали свое дело. Наблюдая в первый раз вблизи выборы со всеми их человеческими недостатками, захочет ли американская общественность когда-либо снова с нетерпением дожидаться новых выборов, как всегда дожидались мы до прошлой недели? Как на изнасилованную девственницу, все еще невинную в душе, но все-таки потерявшую свою девственность, на американские выборы с данного момента будут смотреть с позиций житейской испорченности, видя в них несмываемое пятно.
И на будущее мы можем быть уверенными, что никакая уважающая себя политическая кампания не пойдет на выборы, не имея в запасе правовой стратегии на период после проведения голосования. Любой новый политический грязный трюк, который испробует одна сторона, неизбежно будет подхвачен другой стороной в будущих кампаниях. У нас есть что ожидать. Прецедент создан.
Разъедающий цинизм последнего полувека, глубоко укоренившаяся ирония, которая смотрит на все под углом вместо того, чтобы смотреть прямо, вооружившись быстрым и массивным потоком доказательств в наш век информации, без всяких угрызений совести подорвали уважение к нашим великим институтам: религии, церкви, родителям, военным, бизнесу, конгрессу, судам, президенту, героям. Мы, очевидно, смирились с этими ударами. И вот теперь порочащий нас импульс натолкнулся на скальную породу - наш фундаментальный организующий механизм, собственно избирательный процесс. Умным людям пришла пора вздрогнуть.