Споры вокруг Турции, прокатившиеся по всей Европе, свидетельствуют об острой необходимости выработать новую генеральную стратегию в отношении дальнейшего расширения Европейского Союза.
В 1993 г. в Копенгагене ЕС принял с распростертыми объятьями бывшие коммунистические страны Европы, в которых еще совсем недавно господствовали диктаторские режимы. Прошедшее десятилетие свидетельствует о беспрецедентном трансформационном потенциале модели Единой Европы. На крупной части европейского пространства был провозглашен принцип верховенства закона, созданы и успешно функционируют демократические институты и рыночная экономика.
Процесс интеграции не стоит на месте. В настоящее время Болгария и Румыния делают все возможное, чтобы вступить в ЕС к 2007 г. Более чем вероятно, что к моменту следующих парламентских выборов, которые пройдут в июле 2009 г., список стран-участниц ЕС пополнится десятью коммунистическими государствами и бывшими советскими республиками, общая численность населения которых составляет приблизительно сто миллионов человек.
Но на этом расширение Европы не прекратится. В 2003 г. в Фессалониках руководство Европейского Союза подтвердило свои обязательства перед странами западной части Балканского полуострова. Уже в следующем году начнутся переговоры о членстве Хорватии, в то время как Македония в этом году обратилась с просьбой о принятии ее в ЕС. Уже давно стало общепризнанным суждение о том, что трансформационный потенциал Европейского Союза, отличающийся особой мягкостью и гибкостью, является той объединяющей силой, которая будет способствовать проведению реформ и урегулированию разногласий в этом раздираемом войной регионе.
Многие балканские территории являются такими же слаборазвитыми, как и некоторые районы в Турции, и для процесса интеграции это в определенной степени несет в себе гораздо большую проблему, чем кажется на первый взгляд. Здесь в первую очередь мы сталкиваемся с таким препятствием как различие культурных традиций. Мне довелось прожить два года рядом с небольшой мечетью в Сараево. Для меня боснийцы-мусульмане являются такими же европейцами, как и те люди, которые исповедуют православие, католицизм и иудаизм. Действительно, такая разнородность иногда приводит к возникновению социальных разногласий, но в конечном итоге в ней заложен принцип духовного богатства нации.
То же самое можно сказать и о Европе в целом. Она представляет собой совокупность традиций, в разнообразии которых и состоит ее сила. Именно такую Единую Европу мы и стремимся построить. И в этом отношении мусульмане не только не могут, но и не должны быть исключены из этого процесса интеграции.
Если сто миллионов людей из Прибалтики, Центральной Европы и Восточных Балкан составляют костяк первого этапа глобальной интеграции, то сто миллионов жителей Турции и стран западной части Балкан должны расцениваться как составляющая второго этапа. Третий и, по всей вероятности, последний этап расширения Европейского Союза будет включать в себя страны, расположенные непосредственно между ЕС в его сегодняшнем виде и Россией.
Пока же нам необходимо выработать всеобъемлющую стратегию ближайшего расширения, которое охватывает территорию от Дрвара на северо-западе Боснии до Диярбакира на юго-востоке Турции. Тот факт, что проблема дальнейшей интеграции и ситуация в западной части Балканского полуострова будут рассматриваться Еврокомиссией под председательством Жозе Мануэля Дурао Барросо (Jose Manuel Durao Barroso) как единый пункт повестки дня, само по себе является важным шагом в этом направлении. Европейский совет министров должен пойти дальше и призвать к выработке единой стратегии по данному вопросу. По всей вероятности это потребует со стороны ЕС более высокого уровня вмешательства и объема помощи, выходящих за рамки требований, которые предъявляло последнее расширение.
Несмотря на то, что данная стратегия в чем-то является слишком амбициозной, нет ничего предосудительного в том, чтобы думать о ее осуществлении в рамках ближайшего десятилетия - именно столько должна занять интеграция Центральной Европы. Она должна стать ключевой задачей для членов нынешней Еврокомиссии и их преемников в 2009 г.
Сейчас по всей Европе стали раздаваться требования о вынесении вопроса о предстоящем расширении ЕС на ту или иную форму всенародного обсуждения. Сами по себе эти требования не лишены рационального зерна, хотя порой мотивы проведения референдума вызывают определенные сомнения. Тем не менее, демократические принципы, лежащие в основе образования союза государств, требуют согласия и поддержки населения во всем, что касается таких глобальных преобразований.
Еще одной альтернативой действий Европарламента может стать отсрочка окончательной ратификации следующего этапа интеграции до июльских выборов 2014 г., которые фактически превратятся в референдум по этому вопросу. Европейские политические партии выразят свое отношение к этой проблеме и тем самым свяжут себя обязательствами по принятию вердикта, вынесенного парламентом нового созыва.
Перспектива окончательного объединения в 2014 г. предоставляет достаточно времени для принятия взвешенного решения и лишний раз подчеркивает историческое значение процесса интеграции. В конце концов, именно после июньских событий 1914 г. в Сараево Европа вступила в эпоху нового средневековья, которая продолжалась вплоть до 1989 г. С тех пор наша задача состояла в объединении разрозненных частей континента и создании условий для возрождения мира и процветания.
Много сомнений было высказано по поводу разумности этой концепции и способности Европейского Союза претворить ее в жизнь. Не последнюю роль в этом сыграли и исторические опасения турецкого нашествия в Европу, которые шли рука об руку с первобытным популизмом самого худшего сорта. Однако критика, звучащая сегодня из уст Валери Жискар д'Эстена (Valery Giscard d'Estaing), Гельмута Шмидта (Helmut Schmidt) или Анджелы Меркель (Angela Merkel), имеет совсем другую природу. Их беспокойство требует ответа в форме последовательной генеральной стратегии для всего региона. Выработка такой стратегии станет для Еврокомиссии одной из самых важных и трудных задач за все время существования ЕС.
Карл Бильдт - бывший премьер-министр Швеции, председатель совета директоров компании 'Kreab Group' и член правления Центра европейской реформы