Несмотря на свои разногласия с президентом, напавшим на Ирак, русский Владимир Путин 'голосует' за Джорджа Буша. Он с непривычной для него ясностью сказал, что желает, чтобы нынешний обитатель Белого дома был переизбран, считая, что 'поражение Буша стало бы победой 'Аль-Каиды''. И в самом деле, считает Жак Юбер-Родье, прагматик Путин знает, что с учетом своих собственных внутренних трудностей, он не может позволить себе роскошь завести врага-американца.
Владимир Путин зашел слишком далеко, казалось бы, дальше уж некуда для президента России, оказав поддержку, пусть на словах, Джорджу Бушу, противостоящему демократу Джону Ф. Керри. Если бы российский руководитель смог проголосовать 2 ноября, нет никаких сомнений в том, что он отдал бы свой голос за республиканского кандидата. 18 октября во время встречи по вопросам регионального сотрудничества в Душанбе, в Таджикистане, бывшей советской республике, расположенной между Китаем и Афганистаном, Владимир Путин сделал ход конем, заявив: 'Действия террористов в Ираке направлены не столько против сил коалиции, сколько против самого президента Буша'. А для бывшего шпиона КГБ цель террористов проста: помешать переизбранию в Белый дом бывшего губернатора Техаса. Поражение стало бы победой Аль-Каиды. В июне, за рамками саммита Большой Восьмерки на Си Айленде, российский президент обвинил демократов в лицемерии, когда они критиковали президента, выступавшего за войну в Ираке, в то время как его предшественник, демократ Билл Клинтон, разрешил военную операцию НАТО в Косово, не получив одобрения ООН.
Несмотря на эту поддержку, которая несомненно позволяет считать Владимира Путина выдающимся членом пробушевского клуба международных руководителей, начиная с британца Тони Блэра и заканчивая австралийцем Джоном Ховардом, включая и итальянца Сильвио Берлускони, российский президент не списал со счета войну в Ираке и не забыл свой выбор - стоять плечом к плечу с Жаком Шираком и Герхардом Шредером и добиваться продолжения ООНовских инспекций. Теперь все не так. Он не забыл напомнить, что у Москвы и Вашингтона имелись значительные разногласия по поводу войны в Ираке. Но, как и его американский коллега, президент России прежде всего прагматик. Его цель - вновь сделать Россию великой державой, чтобы ее голос вновь зазвучал в мире. И в этом смысле президент Буш лучше служит его интересам, чем сенатор Керри. Положение в Чечне и концентрация власти в руках хозяина Кремля являются безусловно основными причинами его выбора.
Российская пресса отмечала, что во время первых теледебатов в конце сентября, посвященных международной политике, и Буш и Керри критиковали Путина, однако первый был осторожней. И нынешний хозяин Белого дома не забыл отметить, что Путин 'надежный союзник в войне с террором', и провел непрямую параллель между трагедией в Беслане, в Северной Осетии, и нападением на Америку 11 сентября 2001 года. Когда Буш уверял, что Путин 'не верит в оппозицию', Керри в свою очередь не преминул сказать о защите демократии перед лицом разгула авторитаризма в Кремле.
Совпадение это или нет, но новая пробушевская группировка через несколько недель опубликовала материалы, глубоко осуждающие проводимую Путиным политику, направленную, согласно текстам, 'на еще большую централизацию власти' и приближающую 'Россию к авторитарному режиму. Москву встревожил список подписавшихся, где оказались и сторонники Джорджа Буша и республиканцы, а также демократы во главе с бывшим госсекретарем эпохи Клинтона Мадлен Олбрайт и очень влиятельным сенатором-демократом Делавером.
Некоторые российские обозреватели выражают сомнение, не дает ли ли эта декларация своего рода зеленый свет будущей администрации Керри в отношении России. Когда в Белом доме находится Джордж Буш, Путину все понятно. Для Москвы он 'очень предсказуем'. И это даже выходит за рамки личных отношений, которые Буш и Путин установили после 11 сентября 2001 года. Чтобы подчеркнуть это взаимное сближение, Буш уверял, что через несколько месяцев после этого нападения 'он заглянул в глаза' своему коллеге и увидел 'его душу'. Москва также знает, что Буш играет по строгим правилам. Так для Российской Федерации одна из самых щекотливых тем в отношениях с Америкой - это вопрос о развертывании военных баз в Средней Азии, в бывших республиках СССР. Москва опасается, что в один прекрасный день они станут постоянными. Кремлю ясно, что с Бушем возможны 'компромиссы'. Несмотря на серьезные разногласия, Буш и Путин сумели найти точки соприкосновения в этом регионе, так же как и по вопросу Ирана.
А как все сложится завтра, если придет Джон Керри и станет во главе демократической администрации? Ведь Путин уже многого добился от Буша, и не только определенной терпимости в отношений репрессий в Чечне, но также и по делу Юкоса. Демократический кандидат может завтра проявить большую озабоченность правами человека. И все это в тот момент, когда после кровавого захвата заложников в Северной Осетии Кавказ готов вспыхнуть вновь.
Как отмечала в сентябре Фиона Хилл из американского 'мозгового центра' Brookings Institution, Владимир Путин скорее ждет от Запада конкретных решений по этому региону, чем критики ситуации в Чечне. Времена сильно изменились, пусть даже на Западе Путина часто рассматривают как нового 'царя'. 'В отличие от советской эпохи, писал в 'Moscow Times' 29 сентября Константин Косачев, председатель думской комиссии по международным делам, Россия сейчас ищет друзей и союзников, чтобы выполнять задачи, имеющие общий интерес, а не для какой-либо мобилизации против стратегических врагов.' Однако не стоит видеть в поддержке Путиным предвыборной кампании Буша какого бы то ни было отклонения России от курса по отношению к Европе. В Москве настаивают на том, что ось Париж-Берлин-Москва остается более важной, чем кое-какие позитивные шаги в отношениях с Соединенными Штатами. В Сочи, на берегу Черного моря, Ширак, Путин и Шредер вновь подтвердили свой союз, который некоторые прозвали 'non, нет, nein', что является некай ссылкой на их общий фронт против военной операции в Ираке. Однако слишком прагматичный Путин также понимает, что не может позволить себе роскошь иметь американского врага.