Дэннис Росс - бывший посол США на Ближнем Востоке
В секторе Газа ближневосточные парадоксы особенно очевидны. Премьер-министр Израиля Ариэль Шарон, который в свое время был основателем израильских поселений в Газе, теперь подвергается жесткой критике со стороны местных израильтян за принятое им решение эвакуировать их из сектора Газа. Чтобы добиться одобрения этого спорного плана парламентом, г-ну Шарону пришлось обратиться за поддержкой к оппозиционной партии лейбористов.
Несмотря на решимость привести план в действие, г-н Шарон счел необходимым отдать приказ израильским военным сделать то, чего им не приходилось делать последние три года - занять позиции в переполненном лагере беженцев Джабалья, чтобы предотвратить удары ракет Кассам, нацеленных из северной части Газы на Израиль. В действительности, не только ракеты явились причиной перемещения израильских поселенцев и увеличения числа жертв со стороны палестинцев. Г-н Шарон добивается того, чтобы вывод израильских поселений из Газы не выглядел как поражение Израиля. Ведь именно так пытаются преподнести это событие и Ясир Арафат, и экстремистская группировка 'Хамас'. К сожалению, недавние события это всего лишь предзнаменование того, что произойдет в ближайшие несколько месяцев. Пока г-н Шарон будет осуществлять свой план по перемещению израильских поселенцев, страстное желание группировки 'Хамас' и Арафата заявить о своей победе выльется в серию нападений на израильтян, пик которых придется на сам период переселения. И тогда акции возмездия Израиля примут такой масштаб, что их недавние ответные меры покажутся всего лишь детским лепетом. Г-н Шарон не потерпит унижения своей страны.
Но здесь, опять же, мы сталкиваемся с парадоксом: решение Израиля эвакуировать 21 израильское поселение в Газе, которое, казалось бы, должно иметь положительные последствия, может еще более осложнить ситуацию. Однако этого может не произойти, при условии более активного вмешательства США. Уход Израиля из Газы сам по себе будет иметь негативные последствия, но если вмешаются США, то это событие может положить конец израильско-палестинскому противостоянию.
Кроме того, вывод израильских поселенцев станет новым фактором в этой в целом безрадостной ситуации. Более того, он создаст прецедент. Никогда ранее не случалось, чтобы израильтяне уходили из палестинских территорий. Если палестинцы действительно возьмут на себя ответственность за эти территории, включая их безопасность, то окончание военных действий и восстановление мира станет возможным. Но решение Шарона требует максимальной поддержки, то есть кто-то должен стать посредником между двумя сторонами. Эта роль под силу только США. Развитие событий после 2001 года, когда США прекратили активное участие в процессе переговоров, показало несостоятельность Европейского Союза в роли посредника. Египет, однако, сумел повысить свою значимость в переговорном процессе, так как он совершенно не заинтересован в том, чтобы после вывода израильских поселенцев Газа погрязла в хаосе, и тем более в росте влияния 'Хамаса' и исламистов в регионе. Конечно, Египет может внести посильный вклад, но он не может заменить США в роли связующего звена между Израилем и Палестиной.
Чтобы избежать катастрофы в Газе, США должны активизировать свои усилия. Это будет нелегко, но возможно. Среди палестинцев можно найти союзников, так как палестинские реформаторы стали намного более напористыми, чем когда-либо, в том числе в отношении г-на Арафата. Например, его бывшие протеже, в частности Мохаммад Дахлан и члены кабинета министров, а именно Кадура Фарис, обвиняют Арафата в воцарении анархии на Западном берегу реки Иордан и в Газе; а многие реформаторы настаивают, несмотря на протест г-на Арафата, на проведении выборов в партию Фатах и в органы местного самоуправления.
Есть еще один парадокс, который может объяснить причину такой самоуверенности реформаторов - перспектива ухода Израиля из Газы, которая, хотя и содержит в себе некоторый вызов, предоставляет реформаторам новые возможности. Вызов состоит в том, что палестинцам придется научиться управлению своими территориями, после того как израильтяне будут эвакуированы. Они должны будут выполнять свои обязательства и предотвращать появление независимых ополченцев, которые могли бы безнаказанно совершить нападение на израильтян. Доказав, что способны на это, они дадут понять всему миру и израильтянам, что готовы к приобретению государственности и что политика в отношении Газы применима к Западному берегу Иордана. Но если этого не произойдет, то правое дело Палестины потерпит фиаско.
Скорее всего, именно этого стоит ожидать, если переселение израильтян будет сопровождаться насилием. Тогда, вместо поощрения палестинских реформаторов, акции возмездия израильтян подорвут их энтузиазм. Чтобы предотвратить такое развитие событий, США должны стать посредником. Во-первых, необходимо выяснить, какие требования предъявляет г-н Шарон палестинскому премьер-министру Ахмеду Куреи и его сторонникам по политическим организациям и организациям по безопасности, чтобы процесс переселения прошел гладко. Во-вторых, нужно установить, какую помощь мы можем оказать г-ну Куреи и его сторонникам-реформаторам в выполнении требований г-на Шарона. В-третьих, США должны добиться того, чтобы лидеры стран ЕС и арабских государств открыто заявили о своей готовности удовлетворить требования палестинцев при условии, что те прекратят агрессию против эвакуируемых израильтян. Подобные действия могут оказаться решающими в объявлении вооруженных нападений на израильтян незаконными и в увеличении ответственности Арафата и 'Хамаса' за содействие. Кто бы ни стал президентом США на следующей неделе, этому избраннику придется заранее подготовить почву для вывода израильтян из Газы, при условии, что это событие призвано принести стабильность в регион, а не просто переместить линию фронта.