Индия, Россия и Китай сделали пусть небольшой, но важный шаг для того, чтобы их совместный политический вес стал более ощутимым в международных делах, когда министры иностранных дел этих государств провели между собой отдельную встречу во время состоявшегося на прошлой неделе в Казахстане заседания Конференции по взаимодействию и мерам доверия в Азии. Эти страны не заинтересованы в создании какой-либо формальной организационной структуры, которая способствовала бы развитию их трехстороннего взаимодействия. Они также не имеют намерений совместно выступать в будущем против какой-либо страны или группы стран.
Осторожность и сдержанность министров проявилась и в том, что они не высказали своего несогласия с какими бы то ни было тенденциями в международных отношениях, например, с обособленностью, характеризующей политику Соединенных Штатов. Возможно, Москва, Пекин и Нью-Дели посчитали, что принятие совместной декларации по таким вопросам имело бы провокационный характер, и в этом не было необходимости. В конце концов, ни одна из трех стран не поддержала действия, в одностороннем порядке проводимые Вашингтоном в Ираке, или где бы то ни было еще.
Три государства предпочли избрать позитивную, согласованную позицию, представив свое взаимодействие как процесс, целью которого является 'укрепление согласованного подхода к решению мировых вопросов'. Может показаться, что это довольно сдержанная позиция, однако в ней заложены серьезные намерения. На сегодняшний день в ходе проведения различных международных форумов состоялись три раунда трехсторонних переговоров, которые не имели фиксированной повестки дня. Теперь же три страны договорились о проведении в России в следующем году отдельной встречи с тем, чтобы сконцентрировать внимание на обсуждении конкретных взаимосогласованных вопросов.
Те, кто в своей одержимости Усамой бен Ладеном и международной сетью Аль-Каиды стремятся сформировать соответствующее международное мнение, очевидно, забыли, что международный терроризм проявляется в различных формах и наносит удары по многим целям. Не подлежит сомнению, что мы имеем дело с политикой двойных стандартов, когда на Индию и Россию оказывается давление с целью заставить их вступить в переговоры с действующими против них вооруженными группировками, в то время как США заявляют о своем абсолютном праве поступать по-своему во имя развязывания глобальной войны против терроризма. Москва достаточно часто выражала возмущение по поводу предоставления западными правительствами убежища лидерам чеченских экстремистских группировок.
С другой стороны, Нью-Дели не получил адекватной помощи и поддержки в борьбе против группировок, которые сеют ужас и совершают преступления в Кашмире и других районах страны. Пекин разочарован позицией западных СМИ и самозваных защитников прав человека, которые считают 'борцами за свободу' боевиков-фундаменталистов, открыто терроризирующих регион Синьцзяна. Китай, Россия и Индия не стремятся самоустраниться от проведения глобальной войны против террора.
Вместе с тем, они приняли решение о необходимости выработки параллельного и независимого подхода для борьбы с этим злом. Призывая обновить список организаций и лиц, замешанных в терроризме, который имеется в подкомитете ООН, они, тем самым, старались добиться соответствующего понимания своих проблем. Россия и Индия сосредоточили усилия для того, чтобы сделать существующие международные конвенции по борьбе с терроризмом всеобъемлющими и универсальными. Борьба с терроризмом сегодня находится в центре трехсторонних переговоров. Вместе с тем, в повестке дня, по всей вероятности, появятся и планы экономического сотрудничества, прежде всего, в энергетическом секторе.
Нью-Дели мог бы надеяться и на то, что зарождающееся продвижение к трехстороннему сотрудничеству повысит его шансы на получение постоянного места в Совете Безопасности ООН. Хотя Китай и не заявил о том, что намерен поддерживать это стремление, он согласился совместно с Россией и Индией проанализировать доклад высокопоставленной комиссии о реформе ООН, который будет представлен на рассмотрение в декабре. Если трем странам удастся сохранить дух сотрудничества, они смогут в определенной степени скорректировать ситуацию в международных отношениях. Индия должна быть полностью готова играть свою роль в этом прогрессивном начинании.