Уход со сцены председателя Палестинской администрации Ясира Арафата приведет к существенным переменам на палестинской и израильской политических аренах. Утверждение о том, что 'нет партнера для переговоров', служившее основой израильской внешней политики в течение последних четырех лет и оправдывало отказ от диалога с Палестинским руководством, уйдет в небытие вместе с Арафатом. План одностороннего размежевания премьер-министра Ариэля Шарона лишится своего главного оправдания - отсутствия палестинского партнера.
Всего через день после утверждения Кнессетом плана размежевания и драматического раскола в руководстве 'Ликуда' обстоятельства неожиданно изменились. Почти явственно слышен голос министра иностранных дел Сильвана Шалома, предлагающего компромисс: отложить размежевание до сформирования нового палестинского руководства, которое возьмет в свои руки сектор Газа по договоренности (с Израилем).
Шалом поддерживал идею 'размежевания с партнером' с самого начала, и теперь этот тезис можно использовать для возвращения Беньямина Нетаньяху, Лимор Ливнат и их сторонников в свои кресла и усмирения мятежа внутри партии.
У американского президента, который будет избран во вторник, исчезнет проблема, сковывавшая политику США в регионе: как возобновить мирный процесс при наличии Арафата, вставляющего палки в колеса. При поддержке Европы Вашингтон сможет возобновить свою вовлеченность и возглавить переговоры между Израилем и преемниками Арафата. Особенно если изберут Джона Керри.
От Шарона потребуется незамедлительно начать переговорный процесс, если руководство в Палестине перейдет к таким умеренным деятелям, как Абу Мазен, которые никогда не был причастен к террору.
Преемникам Арафата придется возобновить диалог по окончательному урегулированию, а не довольствоваться временными решениями, предлагаемыми Шароном. Они согласятся на прекращение конфликта и создание своего государства, если Израиль отойдет более или менее к границам, существовавшим до 1967 года, и получат в этом широкую международную поддержку.
В качестве первого шага Израиль призовут предпринять шаги, которые помогут утвердиться новому палестинскому руководству - открыть дороги, освободить заключенных, не на словах, а на деле заморозить еврейские поселения.
Шарон будет утверждать, что нельзя рисковать, пока не прояснилась ситуация, а новые власти не обрели стабильную форму. Конечно, ему удастся потянуть время, но вскоре придется приступить к обсуждению таких сложных вопросов, как границы, статус Иерусалима и беженцы. При этом заявления о том, что 'в Палестинской автономии царит хаос', поколеблют инициативу по размежеванию и затруднят эвакуацию. Как можно эвакуироваться, когда нет порядка?
В то же время Шарон потребует, чтобы 'Дорожная карта' выполнялась до последней буквы, а переговоры были отложены полного обуздания террора, насилия и провокаций. Тем временем он попытается реализовать план одностороннего размежевания.
Международное сообщество вряд ли согласится на такой поворот событий из опасения, что Шарон повторяет свой маневр 'семи дней молчания', который затормозил дипломатический диалог в самом начале его пребывания во главе правительства. От Израиля будут требовать организованной передачи контроля над территориями. В противном случае на него возложат ответственность за катастрофу.
С другой точки зрения, Шарон близок к тому, чтобы вычеркнуть один из пунктов своей программы. В течение многих лет он надеялся на смерть своего главного соперника - Арафата. Каждый раз, когда Шарон оказывался в кризисной ситуации и его кресло шаталось, казалось, что Арафат останется у власти, а он будет вынужден вернуться на свою ферму 'Сикаморы'. Похоже, что теперь этот кошмар больше не будет преследовать Шарона.