Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Что значит быть евреем в России?

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
В Москве состоялся Третий съезд Федерации еврейских общин России (ФЕОР), который подвел итоги деятельности этой организации за пять лет и наметил основные проблемы, которые предстоит решать в ближайшем будущем. Они актуальны не только для еврейской общины России, а для любого современного многонационального и многоконфессионального общества. Это проблемы самоидентификации, толерантности, ксенофобии

26 октября в Москве состоялся Третий съезд Федерации еврейских общин России (ФЕОР), который подвел итоги деятельности этой организации за пять лет и наметил основные проблемы, которые предстоит решать в ближайшем будущем. Они актуальны не только для еврейской общины России, а для любого современного многонационального и многоконфессионального общества. Это проблемы самоидентификации, толерантности, ксенофобии.

Как отметил на съезде исполнительный директор ФЕОР Валерий Энгель, 'антисемитизм - не еврейская проблема, а проблема всего общества'. Антисемитизм, действительно, всего лишь одна из форм ксенофобии. А этой болезнью заражены многие, в том числе и евреи. Обозревателю РИА 'Новости' приходилось слышать из уст некоторых евреев, что 'черных' (так в России называют выходцев с Кавказа) надо выгнать из Москвы. И это слова звучат так же ужасно, как и 'евреи - вон из России' со стороны скинхедов.

В России нет, скажем так, системной вражды между евреями и мусульманами, также как нет вражды между мусульманами и православными, православными и евреями и т.д. А вот бытовая ксенофобия существует и среди евреев, и среди русских, и среди мусульман.

Энгель считает, что 'корень слабой эффективности действующей в России программы толерантности в том, что она разрабатывалась без участия представителей традиционных религиозных конфессий страны'. Безусловно, религия учит нас быть терпимыми, но пока что тот диалог, который между собой ведут раввины, священники и муфтии, практически никак не отразился на межобщинном диалоге. Отдельные акции не меняют общей картины.

Общая тенденция такова: чем более замкнут человек внутри своей общины, тем больше он боится представителей других национальностей и религий. Да и как названные религии, основанные все до единой на идеях избранности тех, кто их исповедует, могут учить толерантности? Впрочем, это вопрос философский. Вопрос же практический - выживание той или иной общины. Как сохранить чистоту своих рядов в условиях глобализации?

Неслучайно на съезде ФЕОР главный раввин России Берл Лазар назвал одной из самых сложных проблему самоидентификации: воспринимают ли евреи себя именно как евреев? Он считает, что результаты всероссийской переписи населения, которая проводилась в 2002 году, 'абсурдны'. Согласно переписи в России проживает 230 тысяч евреев, однако, по данным раввина, лишь один из десяти евреев отметил в переписи свою национальность. Причина этого, по мнению Лазара - 'оставшийся с советских времен страх, и еще то, что люди стесняются своего еврейства. Кроме того, некоторые оторвались от своих корней и не живут в соответствии с еврейскими традициями'.

А какая цифра - не абсурд? Руководитель Департамента общественных связей ФЕОР Борух Горин сообщил, что 'по разным подсчетам, в России проживают сегодня от 230 тысяч до 10 миллионов евреев. Наиболее же вероятной представляется цифра в 1 миллион человек'. Чтобы определить истину, ФЕОР собирается провести собственную перепись населения в сотрудничестве с генеалогическими обществами и с составлением родословных, а также специальных общинных книг. 'Без этого мы не можем представить себе, как должна развиваться еврейская община страны, сколько еще нам нужно синагог, сколько раввинов', - пояснил он.

Идея ФЕОР понятна. Кого же считать евреем, для кого открывать новые синагоги и центры?

Согласно еврейской религиозной традиции (Галахе), которой четко следует ФЕОР, национальность определяется по женской линии. Т.е. помощью и услугами ФЕОР (языковыми курсами, уроками традиций, тренажерным залом, библиотекой и т.д.) могут воспользоваться только те, у кого мама (или бабушка) еврейка. Впрочем, во время еврейских праздников вход в центр открыт для всех.

Проблема в том, что многие из тех, кто не является евреем с точки зрения религиозной традиции, самоидентифицируют себя иначе. Ребенок, как правило, носит фамилию отца. Прожив всю жизнь с еврейской фамилией, зачастую испытав на себе из-за этого ряд насмешек, все 'прелести' бытового, а в советские времена еще и государственного антисемитизма, человеку сегодня очень трудно осознать, что все это было "ошибкой", причем отвергают его именно 'свои'. В начале 1990-х гг. для многих советских граждан это стало ударом.

В то же время в России немало тех, кто, будучи евреем по Галахе, никогда не задумывался о своих корнях или же оставался к ним совершенно равнодушным. Эти люди "с бабушкой-еврейкой" выросли и воспитывались в совершенно другой среде. И вряд ли они когда-либо придут в синагогу или общинный центр. И ни генеалогические исследования, ни увеличение числа раввинов не заставит их считать себя евреями, даже если их и причислят к таковым.

Конечно, есть среди россиян и те, кто с удовольствием отыскивает в своих семейных архивах еврейские корни. И не ради того, чтобы воспользоваться какими-то благами - получить право на эмиграцию, отправить ребенка в школу. Эти люди, оторванные от еврейской культуры, с удовольствием узнают о традициях своих предков, но не стремятся их выполнять, а лишь расширяют свой кругозор.

О национальности, о степени еврейства и о вероисповедании практически никогда не спрашивают ни в Израильских культурных центрах, ни в отделениях "Сохнута", ни в других нерелигиозных еврейских молодежных организациях, разбросанных по всему СНГ. Если человек приходил туда, участвовал во всех программах, был наравне со всеми, он становился своим. И есть случаи, когда в еврейских лагерях, в еврейских воскресных школах преподают еврейскую традицию или учат гордиться историей евреев те, у кого нет ни капли еврейской крови. Эти люди пришли в эти центры из любопытства, за компанию с друзьями. Но именно здесь нашли и новый круг знакомых, и новые увлечения, и зачастую любимого человека. Они не стали евреями, но открыли для себя новый мир. И это стало их прививкой от ксенофобии в отношении других народов.

В чем-то раввин Берл Лазар прав - частично проблему самоидентификации можно решить путем просвещения. И чем больше будет синагог, еврейских общинных центров, школ, тем лучше. Поколение, выросшее после развала СССР и получившее возможность изучать свои корни, не стесняется своей национальности и веры и не боится обсуждать эти вопросы с другими. Все они разные - кто-то соблюдает традиции, кто-то от них далек. Кто-то декларирует свое еврейство на каждом шагу, кто-то предпочитает не выпячивать. Но большинство из этого поколения, с кем доводилось беседовать обозревателю РИА 'Новости', сказали, что им неважно, кем их считает государство или раввины, главное - кем себя считают они.