По-прежнему оплакивающие свое страшное горе жители Беслана, возможно, все же получат ответ на вопрос, почему более 350 человек, многие из них дети, погибли в начале сентября в результате теракта, полного объяснения которого пока не последовало.
Власти арестовали трех высокопоставленных сотрудников милиции, предъявив им обвинения в преступной халатности. Ожидается, что в скором времени подобные обвинения будут предъявлены и другим милиционерам. По мере продолжения следствия россияне окажутся перед дилеммой: возможно ли, что Кремль нашел козлов отпущения, на которых можно возложить вину за российское '11 сентября', или он всерьез вознамерился расправиться с государственной коррупцией, способствующей терактам в стране.
После захвата заложников в Беслане многие россияне и иностранные обозреватели требуют объяснения, как этот страшный теракт с участием не менее 30 боевиков мог быть спланирован и проведен под носом у местных властей. В отсутствие полной и достоверной информации от властей печатные российские СМИ, по-прежнему относительно независимые, наводнили различные слухи и теории заговора. Все они подрывают репутацию Кремля и чувство безопасности рядовых граждан.
Изменится ли это? Возможно, ответы все-таки будут даны, учитывая сегодняшний арест трех сотрудников милиции и ожидаемый арест как минимум двух других. Все они обвиняются в преступной халатности и неисполнении служебных обязанностей.
На момент написания этой статьи подробностей задержания известно не было. Два других в настоящее время находятся в медицинских учреждениях на лечении, не связанном с терактом. Они контролировали деятельность уже арестованных милиционеров. По российскому законодательству находящиеся на лечение не могут быть арестованы.
Известно, что все пять милиционеров работали в Северной Осетии и соседней Ингушетии, предполагаемой родины некоторых из бесланских террористов. Это навело на мысль, что милиционеры могли заранее знать о тренировочном лагере в Ингушетии, где захватчики готовились к теракту, но закрыли на это глаза или, еще хуже, не обеспечили необходимых мер безопасности и патрулирования границы между республиками.
Жители Беслана уверены, что верен второй сценарий и что милиционеры за взятку позволили террористам беспрепятственно добраться до их школы ?1. Чеченский полевой командир Шамиль Басаев, самый разыскиваемый в России человек, за голову которого назначена награда, взял на себя ответственность за события в Беслане и ряд других терактов, произошедших в России в последнее время.
Обвинив милиционеров как минимум в преступной халатности, а как максимум в предательстве и пособничестве в убийстве, Кремль решает несколько проблем. Жителям Беслана отчаянно необходимо чувство завершения. Открытое признание ошибок, связанных с трагедией, может помочь решить вопросы доверия Кремлю и его имиджа. Но сможет ли официальное признание Кремлем преступности и некомпетентности российской милиции послужить истинным утешением?
По мере того как российская парламентская комиссия проводит собственное закрытое расследование теракта, Кремль, похоже, начал бороться с тем, что он, да и все россияне, знали давно - службы безопасности страны в нынешнем состоянии не готовы бороться с терроризмом.
Наказание милиционеров, помогавших террористам, - это первый значимый шаг к объяснению, как 30 хорошо вооруженных боевиков смогли проникнуть в бесланскую школу и захватить в заложники более тысячи человек. Однако, если Кремль надеется закрыть дело, призвав к ответственности всего нескольких человек, он серьезно недооценивает, насколько большинство россиян обеспокоены своей будущей безопасностью и способностью государства защитить их.
Уже появились опасения, что расследование упущений, приведших к бесланской трагедии, ограничится арестом нескольких мелких чиновников. Если Кремль не проведет тщательного и трезвого анализа того, как он борется с терроризмом в стране и как коррупция служб безопасности раздувает амбиции террористов, есть опасность, что он ничему не научится после недавней страшной волны терактов, заложниками которой стали все россияне.