Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Украина: близится решающий момент

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
В воскресенье украинцы будут выбирать преемника президента Леонида Кучмы. Ожидается, что из 24 кандидатов, участвующих в гонке, больше всего голосов получат Виктор Ющенко и Виктор Янукович. Если, как полагает большинство наблюдателей, ни тот, ни другой не наберет больше 50% голосов, через две недели должен состоятся второй тур, который и определит победителя. Но, к сожалению, на деле все обстоит не так просто

В воскресенье украинцы будут выбирать преемника президента Леонида Кучмы. Ожидается, что из 24 кандидатов, участвующих в гонке, больше всего голосов получат Виктор Ющенко и Виктор Янукович. Если, как полагает большинство наблюдателей, ни тот, ни другой не наберет больше 50% голосов, через две недели должен состоятся второй тур, который и определит победителя. Но, к сожалению, на деле все обстоит не так просто.

Чем ближе день выборов, тем мрачнее звучат новости с Украины: сообщается о растущем давлении на СМИ, судебном преследовании независимых газет и телеканалов, предвыборных махинациях, полицейских репрессиях против оппозиционных групп и даже покушениях на обоих основных кандидатов, в том числе возможном отравлении г-на Ющенко, которое выбило его из гонки на целый месяц.

Напряженность борьбы свидетельствует о важном значении этих выборов для Украины - и для всей Европы. Поскольку их результат заранее неизвестен, а избиратели становятся свидетелями бурных дебатов, ситуация на Украине явно отличается от положения дел в двух соседних славянских государствах - России и Белоруссии - которые неуклонно скатываются к единоличному правлению. От того, кто станет победителем, и насколько честными и справедливыми будут эти выборы, зависит, куда повернется эта стратегически важная приграничная страна с населением в 48 миллионов человек - в сторону Европы, или, вновь, в сторону России. Не менее важно и другое: ближайшие недели покажут, сможет ли последнее крупное демократическое государство на территории бывшего СССР (за исключением трех прибалтийских стран), сохранить право называться таковым.

* * *

То, что Украина оказалась в подобной ситуации, само по себе удивительно. В ее нынешних границах - от Венгерской равнины до реки Донец, от Припятских болот до Азовского моря и Крыма - страна существует уже 14 лет. По размерам Украина превосходит Францию и является вторым по величине государством Европы - после России. У географов появление на карте этого нового государственного образования проблем не вызвало, а вот западные политики пока все еще не могут определить ее место в геополитическом раскладе. Куда отнести Украину: к Западу или к Востоку? С точки зрения культуры и религии Украина скорее принадлежит к последнему, однако Европа оказала большее воздействие на ее становление, чем это обычно признается.

В 18 веке как Львов [в оригинале дается украинский вариант названия города - Львiв - прим. перев.] - сегодняшний центр Западной Украины - так и Брюссель около 25 лет находились под властью австрийской короны. Ситуация изменилась в 1797 г., когда Наполеон захватил Брюссель, но до Львова он, к сожалению, так и не добрался. Украинцы-подданные империи Габсбургов, в том числе освобожденные крепостные, попробовали демократию на вкус одновременно с другими европейцами, и гораздо раньше русских: уже в 1848 г. они участвовали в выборах рейхстага - законодательного собрания Австро-Венгрии.

Со времен гетмана Богдана Хмельницкого, возглавившего мощное восстание казаков в 17 веке, и до советско-польской войны 1919-1920 гг., территория нынешней Украины служила 'полем боя' в конфликтах между Россией и Польшей (в 1667 г. эти две державы разделили ее примерно по рубежу Днепра, похоронив тем самым мечту Хмельницкого о независимом украинском государстве). Только в 1945 г. Польша была вынуждена уступить Сталину территорию нынешней Западной Украины, заставив многих смириться с тем, что украинские земли навеки останутся под властью Москвы.

Сегодня задним числом можно сказать, что Сталин непреднамеренно создал предпосылки для обретения Украиной независимости в 1991 г. Чего он уж точно не ожидал - так это того, что Польша не только смирится с утратой своих галицийских владений, но и будет при любой возможности поддерживать Украину в борьбе с Москвой. Таким образом, Польша стала первым государством, признавшим независимую Украину - буквально на следующий день после того, как Киев 1 декабря 1991 г. официально провозгласил ее суверенным государством. Впервые в истории киевские правители могли не опасаться угрозы с запада, что позволило им более гибко строить отношения с Россией и всерьез задуматься о сближении с Европой.

Этот процесс не проходил гладко. Плохо скрываемое нежелание самих европейцев, возвышение Владимира Пучина и внутриполитические неурядицы при Кучме, в том числе и частичный отход от демократии, похоронили первоначальные надежды Украины когда-нибудь вступить в НАТО и ЕС. Но, подобно Турции, Украина смотрит как на Запад, так и на Восток, и ее окончательный выбор еще не сделан.

Начиная предвыборную кампанию, политические элиты Украины оказались между двух огней, испытывая одновременно давление со стороны Запада - прежде всего США и Польши - призывающего ее не сходить с пути демократических перемен, и со стороны Кремля, все настойчивее предлагающего ей вступить в возглавляемый Россией клуб других бывших советских республик.

Примерно такой выбор и придется в ближайшее воскресение делать украинским избирателям. Г-н Ющенко, возглавляющий крупнейшую оппозиционную партию 'Наша Украина' [так в тексте. На самом деле 'Наша Украина' - политический блок, объединяющий целый ряд партий - прим. перев.] - бывший премьер-министр; его считают сторонником рыночной экономики и демократии. Особой популярностью он пользуется в Западной и Центральной Украине, однако, несмотря на лингвистические и религиозные разногласия, его программа привлекает и многих этнических русских и русскоязычных жителей Восточной Украины. Он призывает к преодолению прежних противоречий и созданию сплоченного демократического государства.

Г-н Янукович - действующий премьер, в прошлом губернатор промышленной Донецкой области на востоке Украины - пользуется поддержкой президента Кучмы, большинства олигархов, российского президента Владимира Путина, а также Патриарха Московского Алексия II - главы Русской православной церкви. Накануне трехдневного визита в Киев г-н Путин пошел на беспрецедентный шаг, дав интервью украинскому телевидению интервью в прямом эфире. Сегодня, в качестве косвенного жеста поддержки, он, вместе с господами Кучмой и Януковичем, будет присутствовать на военном параде в годовщину освобождения Киева от нацистских войск - в этом году торжества неожиданно были перенесены на неделю вперед, чтобы они состоялись еще до выборов.

В связи с подобной грубой тактикой возникают опасения, что г-н Янукович будет придерживаться тех же методов, что и режим Кучмы, и поведет страну в противоположную сторону от Запада. По словам самого премьер-министра, он выступает за хорошие отношения как с Россией, так и с Западом, однако в ходе нынешней кампании он пытался посеять среди избирателей раскол по этническому признаку, говоря этническим россиянам и православным, что г-н Ющенко - националист с Западной Украины, угрожающий их языку и религии. На самом деле, как и г-н Янукович, Ющенко - уроженец в основном русскоязычной Восточной Украины, где проживает большинство населения страны. Разногласия между двумя кандидатами носят политический, а не этнический характер.

Один из парадоксов этой бурной предвыборной гонки заключается в том, что после распада СССР многие полагали: именно Россия станет первопроходцем, указывающим остальным постсоветским государствам путь к демократии. Мало кто тогда всерьез задумывался, какую потенциальную угрозу политической стабильности в этой стране, а то и ее территориальной целостности, представляет этническое и религиозное разнообразие российского общества. В отношении Украины, напротив, звучали мрачные прогнозы о грядущих межрегиональных и межэтнических, религиозных конфликтах - между католическим Западом и православным Востоком - которые приведут к расколу государства и присоединению некоторых украинских регионов к России. Или, еще хуже, говорилось о том, что Украина, подобно Югославии, скатится к гражданской войне и распаду.

Прогнозы оправдались с точностью до наоборот. В России с самого начала шел постепенный, но неуклонный откат от демократических методов, начиная с обстрела парламента в 1993 г. и переизбрания Бориса Ельцина в 1996 г. за счет предвыборных манипуляций, до прихода к власти четыре года назад никому неизвестного офицера КГБ со склонностью к авторитаризму - Владимира Путина.

Украинские же лидеры, несмотря на экономические трудности и политическую нестабильность, опирались на традиции демократии, сложившиеся в стране за ее долгую историю, и считали себя европейцами. Украина первой из стран региона осуществила в 1994 г. мирную передачу власти, когда президент Леонид Кравчук в честной и равной борьбе проиграл на выборах своему сопернику г-ну Кучме. Пять лет спустя, на следующих выборах, г-н Кучма с большим трудом одержал победу во втором туре. Конечно, для эпохи Кучмы характерны и несомненные махинации в ходе предвыборной борьбы, но гражданам, по крайней мере, было из кого выбирать.

Почему пути Украины и России разошлись? В России межэтнический и межрегиональный мир сменился конфликтами, кровавым проявлением которых стали события в Чечне. Украина, напротив, медленно преодолевала существующие противоречия между западными и восточными регионами. Она никогда не претендовала на статус великой державы, и ей было легче решать этнические проблемы. На Украине используются как украинский, так и русский языки. Более того, в украинских СМИ русский явно преобладает. В стране также сформировался религиозный плюрализм, укрепляющий гражданское общество.

Нельзя не заметить, что все больше граждан отождествляют себя с Украиной, рассматривая ее как территориальное и административное целое, и отвергают традиционную точку зрения о том, что нельзя быть одновременно 'украинцем' и 'русским'. Социологи назвали эту категорию людей 'украиноруссами': считается, что к ней относятся многие жители восточных регионов. Особенно велик процент таких людей и среди молодого поколения, сформировавшегося уже после 1991 г.

* * *

Нынешние выборы, в какой-то степени, станут проверкой: что пересилит - чувство гражданственности или этнической принадлежности. На прошлых выборах избиратели из русскоязычного Киева, как и их соотечественники из украиноязычного Львова, голосовали за кандидатов от демократических партий. Возможно, 'киевская модель' распространится и дальше на восток. Поддержит ли хотя бы часть избирателей из восточных и южных регионов, скажем из Донецка, Харькова и Одессы, г-на Ющенко, которого изображают врагом этнических русских, или предпочтут г-на Януковича, поверив его предвыборным обещаниям защитить их?

Г-н Ющенко заверяет русскоязычных избирателей, что не станет ограничивать использование русского языка в СМИ, системе образования и государственных учреждениях. Его поддерживают и некоторые организации в самой России. Так, Союз правых сил - ведущая оппозиционная партия - заявила о поддержке г-на Ющенко, утверждая, что результат выборов на Украине может позитивно отразиться на состоянии демократии в самой России.

Аналогичным образом, многие этнические украинцы, в том числе украиноговорящие, возможно, проголосуют за г-на Януковича - не ради того, чтобы Украина вошла в состав России, а потому, что им нравится его политический курс и не нравятся его соперники. Многие украинцы восхищаются российским президентом и рассматривают Януковича как 'украинского Путина'.

В любом случае, не следует делать априорного вывода, что русскоязычные или этнические русские органически неспособны поддержать демократию, пусть даже в самой России позиции демократов сегодня слабеют. Однако непосредственная вовлеченность Москвы в украинскую предвыборную кампанию и используемая ей тактика позволяют предположить, что Кремль не устраивают честные выборы как таковые, и что он явно опасается победы Ющенко. В последнюю предвыборную неделю дружественные Кремлю московские СМИ начали сравнивать Украину с Югославией в канун распада. В одном 'документальном' телефильме Украина изображается как конгломерат трех различных стран. Неужели высокопоставленные руководители в Москве всерьез подумывают о новом разделе Украины, перечеркивая тем самым сталинскую аннексию ее западных земель?

На мой взгляд, более уместен другой вопрос: прошла ли уже Украина 'точку возврата'? Даже в условиях, когда г-н Кучма запугивает оппозицию, подтасовывает выборы, проявляет терпимость к распространению коррупции, и, якобы, даже санкционировал убийство одного критически настроенного журналиста, гражданское общество на Украине укореняется все глубже. Политические партии укрепляются. Люди ощущают себя хозяевами собственной судьбы. Исход этих критически важных выборов имеет огромное значение. Но можно с полным основанием утверждать, что в любом случае борьба за демократию будет продолжена.

Г-н Шпорлюк - профессор, преподающий историю Украины в Гарвардском университете, автор книги 'Украина, Россия, и распад СССР' (Ukraine, Russia, and the Breakup of the Soviet Union')

--------------------------------------------------------

Архив ИноСМИ.Ru

Украина: Запад или Восток ("Wirtschafts Woche Heute", Германия)

Империализм Путина беспрепятственно проникает на Украину ("Christian Science Monitor", США)

Борис Тарасюк: Вмешательство России на Украине тщетно ("The Moscow Times", Россия)

Решающие выборы на Украине ("The Washington Times", США)

Важное решение Украины ("Christian Science Monitor", США)

Украина: Разная надежда ("Der Tagesspiegel", Германия)

Переломные выборы на Украине ("La Nacion", Аргентина)

Украина: Предвыборная борьба при поддержке Путина ("Frankfurter Allgemeine Zeitung", Германия)

Насилие перед выборами ("The Daily Telegraph", Великобритания)

Бывшие советские республики по-прежнему находятся под сенью России ("The Guardian", Великобритания)