Больше двух столетий назад, находившийся в ссылке на острове Святой Елены великий корсиканец Наполеон Бонапарт (Napoleon Bonaparte) размышлял над будущим крупных держав и сделал прогноз, который и сегодня кажется вполне целесообразным и вселяет надежду на то, что густонаселенный Китай сможет найти выход из затянувшегося состояния упадка. 'Китай увидит день, когда с китайцами будут считаться'. Много лет спустя один проницательный французский политик, блиставший во второй половине ХХ-го столетия, решил вспомнить о последствиях неминуемого пробуждения Китая. Политика звали Ален Пейрефит (Alain Peyrefitte), а написанная им книга носила название 'Quand la Chine s'eveillera' ('Когда пробудится Китай'). В наши дни пророчества Наполеона и предупреждения Алена Пейрефита сбываются в полной мере.
Мы стали свидетелями того, как после начатого Мао Цзе Дуном (Mao Tse Tung) титанического процесса, страна сумела вернуть себе базовые критерии внешней политики и удостоверились, что Китай и остальной мир, к счастью, освободились от кошмара ядерного противостояния. При этом были и остаются нерешенными проблемы, требующие 'прямых действий'. Здесь мне хотелось бы отметить то здравомыслие, с которым коммунистический Китай решил проблему островов Мацзу и Цзиньмэнь, что помогло избежать конфликта с тогдашним президентом Соединенных Штатов Эйзенхауэром (Eisenhower).
Некоторые уроки можно извлечь и из найденного китайским правительством решения непростой проблемы возвращения Гонконга: в этой ситуации было необходимо стремление к диалогу и проведение переговоров. Мне довелось близко ознакомится с ходом китайско-британских встреч; при этом я стал свидетелем невиданного проявления британской политики во время обсуждения предложенной формулы решения проблемы 'Одна страна - две системы'. И 'The Economist' все еще хранит доказательства того, что две экономические системы - социалистическая и консервативная - могут прийти к подобному соглашению. Среди тех, кто ежедневно посещал Коулун, была группа экономистов, с огромным скептицизмом относившихся к пользе сопоставления названных систем.
Сегодня этот вопрос уже решен, Гонконг является территорией Китая. В тех же проблемах, что по-прежнему не нашли своего решения - в основном речь идет об острове Формоза (Тайвань) - мне кажется, можно положиться на многовековую мудрость Китая и поддерживающий ее несравнимый ни с чем рост экономики. Отношение к экономическому развитию Китая было самым различным, но сегодня можно утверждать, что все или почти все в стране положено на алтарь процветания экономики.
Рост Китая
Сегодня, пережив всевозможные потрясения, китайская модель экономического развития с легкостью выдержит любые сравнения. Подтверждением этому можно считать произнесенную в середине девяностых годов Дэн Сяопином (Den Xiao Ping) фразу. Проанализировав структуру и количественную оценку экономического развития, он заявил: 'Скорее раньше, чем позже необходимо будет признать, что определенная часть населении потратит больше времени на то, чтобы обогатиться'.
Оставив в стороне все изложенное выше, необходимо отметить, что на протяжении последних пятнадцати лет мы присутствуем при невиданном прежде развитии китайской экономики с ежегодным темпом роста, приближающимся к 10%. По многим позициям Китай подходит к показателям своего соперника - Соединенных Штатов. И вполне очевидно, что произошедшие за два срока правления Клинтона (Clinton) положительные изменения оказались не в состоянии компенсировать последствий президентства Рональда Рейгана и Джорджа Буша.
Сегодня идет сопоставление, с некоторыми оговорками, темпов роста ВВП Соединенных Штатов и Китая. И как стало известно автору этих строк, по мнению некоторых экспертов, сближение показателей двух держав может произойти много раньше ожидаемого срока.
Если подобные прогнозы сбудутся через несколько лет, разглагольствованиям и невежеству тех, в ком ощущается врожденное стремление поступать подобно прячущему голову в песок страусу, места уже не будет. Впечатляющий анализ возможных темпов роста ВВП Китая в ближайшие годы потребует разрешения многих вопросов.
Фабиан Эстапе - экономист, дважды избирался ректором Барселонского Университета