Протесты и взаимные политические обвинения перед президентскими выборами - не только американская специфика: то же самое происходит и на Украине в канун голосования
Граната, прислоненная к стене министерства внутренних дел Украины, имела в высоту 60 сантиметров. К счастью для киевского полицейского спецназа и активистов оппозиции, толпившихся вокруг, она была сделана из папье-маше и сосисок.
Муляж под стеной министерства был заложен во вторник активистами группы 'Пора', поддерживающей кандидата в президенты от украинской оппозиции Виктора Ющенко. Это был их ответ на обыск, проведенный полицией в их штаб-квартире, где якобы была найдена 'подброшенная' граната.
Цель 'Поры', состоящей в основном из добровольцев, ясна: в следующий понедельник они выйдут на демонстрацию протеста против результатов воскресного голосования, какими бы эти результаты ни были.
Владислав Каскил (Kaskil), старший координатор 'Поры', заявляет, имея в виду, по всей вероятности, необъективное освещение предвыборной кампании государственным телевидением: 'Мы уже можем сказать, что эти выборы не являются демократическими'. Он добавил, что организация насчитывает 15000 членов, ее намерения исключительно мирные, но направлены в поддержку перемен: 'У нас [украинцев] - самый большой опыт мирных акций протеста во всей Европе. Эта наш единственный шанс, и гражданам Украины придется винить самих себя, если они упустят эту возможность утвердить демократию'.
Пока он и другие руководители 'Поры', окружив гранату, выступали перед телекамерами, двое спецназовцев обменивались шутками друг с другом и с журналистом, стоявшим поблизости. Это зрелище не понравилась невысокому человеку в длинном темном кожаном плаще, который постоянно переговаривался с кем-то по рации, и вообще изо всех сил старался вести себя, как положено сотруднику спецслужб, наблюдающему за акцией протеста. Полицейские же всем своим видом показывали, что не намерены проявлять особое рвение, если получат приказ разогнать этих демонстрантов - поступи он хоть сейчас, хоть после выборов.
Агент спецслужбы подошел к двум полицейским и рявкнул: Вы что делаете? Вдруг этот тип [журналист] - преступник? Вы себя скомпрометируете, разговаривая с ним, особенно если это снимут на камеру! Вы что, идиоты?'
Полицейские снова обменялись ухмылками друг с другом и с журналистом. Журналист спросил коротышку, кто он такой. Тот ответил: 'Лучше, если вы не будете знать, кто я, а я - кто вы'. Журналист переспросил, надеясь получить более четкий ответ: 'Что вам не нравится? Что вам не нравится?'
Четвертые президентские выборы в истории Украины, назначенные на ближайшее воскресенье, неизбежно оказались в тени довольно вялых политических баталий по другую сторону Атлантики. В Киеве уже начались акции протеста, повсюду только и говорят, что о грядущей революции. Президент отменил запланированный визит в Польшу: он хочет быть на месте, чтобы не дать пожару разгореться. Свое слово сказал и киевский мэр: он уже запретил любые новые акции протеста в столице.
Все это - эндшпиль сюрреалистической баталии, длящейся уже несколько месяцев, из-за которой разочарование простых украинцев в демократии и политиках только углубилось. После десятилетнего правления склонного к авторитаризму Леонида Кучмы, избиратели, которым предстоит определить его преемника, просто ошеломлены перипетиями предвыборной борьбы.
Сначала кандидат от оппозиции г-н Ющенко заявил, что его отравили - несколько недель он был болен. Затем Виктор Янукович, пророссийски настроенный кандидат, пользующийся поддержкой нынешней власти, утверждал, что на одном из митингов его забросали металлическими предметами - это вам не сырые яйца!
После этого оппозиция заявила, что г-н Кучма собирается убить избранного им самим преемника, чтобы объявить в стране чрезвычайное положение и сохранить власть. Затем на складе неподалеку от украинской столицы Киева было обнаружено 90 тонн плакатов, где оппозиционный кандидат был изображен в виде комара-американца, сосущего из Украины кровь. Один из предвыборных штабов был взорван. Не далее как вчера депутат парламента от оппозиции заявил, что его машину забросали бутылками с зажигательной смесью.
Россия организовала на своей территории 41 избирательный участок для граждан Украины, невзирая на утверждения оппозиции, что люди, имеющие двойное гражданство, не имеют права участвовать в выборах. Они протестуют против этого шага, который, по мнению большинства, намного облегчит сторонникам г-на Януковича возможности для фальсификации результатов голосования. Сегодня президент Путин прибыл на Украину, чтобы лично 'благословить' г-на Януковича и дать интервью в прямом эфире, которое транслировалось одновременно по трем общенациональным телеканалам.
Несомненно, в ближайшие недели г-н Ющенко будет вызывать все больше симпатий, даже если он выведет своих сторонников на мирные демонстрации протеста, призванные обеспечить ему победу на выборах. В интервью 'Guardian' он заявил, что желает 'честных, демократических выборов, отражающих не интересы России, ЕС или США, а украинского электората'.
Он отметил, в частности: 'Если мы обнаружим серьезную фальсификацию [результатов - прим. перев.], то я буду на стороне народа, и, возможно, мы предпримем массовые акции. Я буду с народом'.
С расстояния в несколько тысяч миль можно беззастенчиво изображать ситуацию на этих выборах в черно-белых тонах. На этой неделе обозреватель 'Washington Post' издал настоящий 'крик души', написав в передовой статье, что г-н Ющенко 'поведет независимую и демократическую страну к партнерству с Западом', тогда как при г-не Януковиче Украина, вероятнее всего 'скатится к авторитарному режиму'.
Но стоит спросить самих украинцев, что они думают, и сразу станет ясно - оба кандидата не во всем их устраивают.
Тридцатидвухлетнему Александру нравится 'Ющенко как личность, но политический курс лучше у Януковича'. Инженер Григорий Пархоменко будет голосовать за Ющенко, не потому, что считает его высоконравственным борцом за интересы народа, а потому что с точки зрения будущего страны любые перемены лучше, чем нынешняя ситуация.
По словам Алины Инайе (Alina Inaye), главы киевского отделения организации 'Freedom House', одна из главных проблем с нынешними выборами заключается в том, что их изображают 'в черно-белом цвете, как выбор между Россией и ЕС, между прошлым и будущим, между нищетой и достатком. На деле же они [Ющенко и Януковича - прим. перев.] будут во многом проводить схожую политику'.
Как заметил один аналитик, 'при Ющенко бандиты [из большого бизнеса] сядут в тюрьму сразу, при Януковиче - на несколько месяцев позже'.
Конечно, политическое будущее Украины в интерпретации сторонников г-на Ющенко выглядит более демократичным, чем копирование российского опыта - сползания к авторитаризму и контролю советского образца - чего, возможно, ожидают от г-на Януковича его московские поклонники.
Г-н Янукович - действующий премьер-министр - тесно сблизился с Кремлем, который не отличается приверженностью к прозрачной реформистской политике. По словам одного высокопоставленного западного дипломата г-н Янукович 'многих напугал'.
Но и г-н Ющенко, вполне возможно - не тот 'рыцарь без страха и упрека', каким его изображают американские сторонники: он тоже работал в правительстве Кучмы и имеет богатых спонсоров.
Когда речь заходит о 1650 украинских солдатах, размещенных в Ираке - большинство украинцев против этого возражают - риторика кандидатов различна, но их объединяет общая уклончивость в ответах. Обещание г-на Ющенко вывести контингент обесценивается заверениями, что он не желает ставить 'в неловкое положение' союзников Украины - новое иракское правительство и США. Г-н Янукович, в свою очередь, говорит, что украинские солдаты вернутся домой, но уже после выборов - в январе.
Тем не менее, черное и белое - излюбленные краски революции. Политическое будущее Украины связано уже не только с тем, какой именно лидер или партия сможет наилучшим образом обеспечить развитие страны: оно стало предметом энергичного соперничества между двумя бывшими сверхдержавами периода Холодной войны - США и Россией.
Если Украина - крупнейшая по величине страна Европы - повернется к Западу, Россия, как опасаются в Москве, может в значительной мере утратить геополитическое влияние в Восточной Европе. Кремлевские 'ястребы' стремятся создать 'единое экономическое пространство' с участием России, Беларуси, Украины и Казахстана - своего рода 'приватизированный' СССР, чье экономическое могущество распространялось бы на весь регион от Китая до Польши.
Вашингтон хочет, чтобы Украина присоединилась к НАТО и стала еще одним американским союзником из 'новой Европы', очередной диктатурой, сметенной 'триумфальным шествием' свободы.
Правительство США напрямую финансирует 'просветительскую работу' среди избирателей и в поддержку демократии. Тем не менее, в стране, где государство пытается контролировать выборный процесс и его освещение в СМИ, результатом такой помощи - хотя об этом и не говорится вслух - становится укрепление оппозиции.
Посол США в Киеве Джон Хербст (John Herbst), несомненно внес в предвыборную кампанию новый элемент драматизма, заявив 7 октября: 'Некоторые наблюдатели считают это голосование самым важным со времен референдума о независимости. Другие наблюдатели рассматривают выборы с манихейских позиций - как борьбу добра со злом'.
Однако понять, в каком направлении, при любом исходе выборов, пойдет страна, нетрудно - достаточно хоть раз взглянуть на крутые киевские улочки. Там, где два года назад прозябали пустые, как в советские времена, магазины, сегодня красуются супермаркеты и процветающие торговые центры.
Украина традиционно считалась одной из самых нищих стран на постсоветском пространстве, однако теперь, как гордо заявляет правительство - и с ним готов согласиться уже упомянутый нами высокопоставленный западный дипломат - экономический рост здесь составляет 14%. Именно он в любом случае ускорит движение Украины навстречу ее европейским соседям и в конечном итоге приведет к возникновению общества, где люди потребуют от правительства уважать права собственности, их свободу заниматься бизнесом и высказываться открыто, стряхнут с себя паутину пережитков советской эпохи.
'Драка', которую устраивают здесь Москва и Вашингтон, скорее всего приведет лишь к тому, что передача власти на Украине будет сопровождаться нервозностью и раздорами. Акций протеста не избежать. Возможно, даже прольется кровь. Возможно, к власти придет новая команда. И все же возможные трудности и крайности, которые ждут впереди украинского избирателя - будь то массовое увольнение прежней государственной бюрократии или крен в сторону авторитарной России - только усугубляются из-за того, что бывшие противники в Холодной войне решили побороться друг с другом за ее будущее.
Что же касается политически индифферентных и разочарованных жителей страны, то они не желают иметь ничего общего с дискредитированной демократией 'украинского образца'. Как сказал мне на прошлой неделе таксист Юрий, 'завтра я забираю жену, детей и пожитки, и мы едем на дачу: посидим там, пока все это не закончится. За Януковича - полиция, за Ющенко - армия. У меня нет ни малейшего желания оставаться здесь и наблюдать, что произойдет дальше'.