Президентские выборы в США, намеченные на 2 ноября, не оставляют равнодушным и Кремль. Президент России Владимир Путин хотел бы, судя по всему, чтобы Джордж Буш (George W. Bush) остался в Белом доме на второй президентский срок. Во всяком случае, Путин во время визита в Таджикистан нахваливал его, называя скалой, о которую разбивается террор. Российские наблюдатели сделали вывод, который, наверное, хотел услышать и глава Кремля: тот, кто хочет победить исламский террор, должен голосовать за Буша.
Буш и Путин уже три года называют друг друга по имени: Джордж и Буш. Уже во время первой встречи в июне 2001 года в Словении Буш поставил скорый диагноз относительно души Путина. 'Я заглянул ему глубоко в глаза. Я увидел честность и почувствовал, что он заслуживает доверия'. Буш высоко оценил Путина также за то, что глава Кремля первым из зарубежных государственных деятелей выразил соболезнование 11 сентября 2001 года и присоединился к антитеррористической оппозиции. В качестве ответного хода с той поры почти не слышно критики по поводу жесткой военной кампании России в Чечне, которую Путин пропагандирует как борьбу против 'Аль-Каиды'. Путин видит в Буше и в США 'партнера'.
Тем не менее, российско-американские отношения назвать простыми нельзя. Путин встал в ряды коалиции противников войны в Ираке. Вашингтон раздражают также такие вопросы, как строительство атомной электростанции в Бушере в Иране, действия, направленные против крупнейшего российского нефтяного концерна ЮКОС, в капитале которого участвует американский Пенсионный фонд, и ограничение демократических свобод. В то же время Кремлю не нравится расширение НАТО на восток, вплоть до границ России, а также размещение войск США в Средней Азии и на Кавказе.
Впрочем, общие интересы существуют в области экономики. Американские нефтяные гиганты хотят инвестировать в Россию, Вашингтон хочет получать из России жидкий газ и нефть, делая себя, таким образом, менее зависимым от Ближнего Востока.
Но драматических изменений в российско-американских отношениях не произойдет и с приходом в качестве президента Джона Керри (John Kerry). 'Конечно, при Керри могут быть более остро, чем при Буше, подняты такие вопросы, как права человека, - говорит Дмитрий Тренин из Фонда Карнеги в Москве. - Тем не менее, правительства будут находить общую основу для работы'. В отличие от периода 'холодной войны' отношения с ядерной державой Россией для США больше не играют доминирующей роли. 'США не видят в нас равноправного партнера. Поэтому американское руководство будет уделять нам меньше времени, чем раньше'.