Друзья!
Я пишу вам из страны, над которой висит призрак диктатуры. Она может прийти сюда уже на следующей неделе. Возможно, вы думаете, что я преувеличиваю, но это не так. Человеку вообще свойственно отказываться верить в худшее, пока не будет слишком поздно.
Более того, из моих недавних разговоров с друзьями и журналистами из Западной Европы я поняла, насколько мало информации о ситуации в Украине печатается в европейской прессе. В результате мало кто понимает, что на самом деле будет поставлено на карту в воскресенье, когда люди пойдут выбирать президента.
Лейтмотив этих выборов такой: уже долго я не видела на улицах столько счастливых и улыбающихся людей - собственно, столько улыбок, как сейчас, я не видела со времен распада Советского Союза. Но, как показали прошедшие тринадцать лет, тогда мы слишком рано веселились.
Политическая элита не сменилась совершенно, ростки гражданского общества только начали пробиваться, никакой реальной революции не произошло, и Украина стала скатываться обратно в сумрак советской действительности.
Стратегия, которую на этих выборах представляет 'кандидат партии власти' Виктор Янукович, является целиком и полностью порождением московских пиарщиков и политтехнологов. А президент России Владимир Путин, который за столь короткий срок пребывания у власти превратил свою страну в землю, пропитанную страхом перед террором, сам явился в Киев, чтобы поддержать своих украинских дружков, стремящихся удержаться у власти на этих выборах. Неудивительно - еще в старые добрые времена ГУЛАГа преступники и офицеры КГБ научились прекрасно работать вместе.
И с политической, и с интеллектуальной точки зрения Киев все больше и больше выглядит как город, оккупированный русскими. За последние несколько дней всем стало окончательно ясно, каким образом сложился этот 'сердечный союз', единственной целью которого является обеспечить преемственность власти в Украине. Еще с конца 90-x годов авторитарный постсоветский режим пытается затоптать первые нежные ростки украинской демократии. И вот в прошлые выходные кровь пролилась на мостовые Киева.
В одиннадцать часов вечера на небольшую группу людей (в которой, между прочим, были женщины и старики), оставшуюся после оппозиционного митинга у здания Центральной избирательной комиссии, напала группа хулиганов в гражданской одежде. Группа не уходила от подъезда Центральной избирательной комиссии, так как люди были обеспокоены изменениями в списках для голосования, которые обсуждались внутри.
Неожиданно из темноты появилось около полусотни людей в черной коже с дубинками и ножами. В результате одиннадцать демонстрантов были доставлены в больницу. Неудивительно, что полиция и близко не появилась на месте происшествия. Однако когда из здания выбежали парламентарии со своей охраной, трое нападавших были схвачены и закованы в наручники. По документам это оказались полицейские. Жители Киева уже неоднократно слышали о том, что со всей страны в столицу направляются какие-то 'особые подразделения'.
Теперь многие жители города боятся, что в ближайшие несколько дней насилие на улицах Киева будет только возрастать. Они боятся, что преступники, засевшие во власти, скорее закроют избирательные участки и попробуют удержаться силой, чем уйдут со своих позиций. Но могут ли какие-то 'особые подразделения', даже специально натасканные, сдержать напор сотен тысяч людей, твердо намеренных воспользоваться своими демократическими правами?
Форумы в украинском интернете сейчас буквально кипят: люди специально договариваются, как и где встречаться, как защититься от новых нападений, и так далее. Возможно, до этого и не дойдет, и мало кто верит, что украинская армия согласится повернуть оружие против своих граждан. Но в четверг, за три дня до выборов, в Киеве проводился военный парад - до этого перед выборами никогда ничего подобного не было.
И с самого четверга в городе находится господин Путин. С нова по городу ползут слухи - на этот раз о том, что его охрана ходит с примкнутыми штыками. Многие боятся, что демократической Украине осталось жить всего несколько дней - несколько дней горячей осени со свободными политическими дискуссиями в кафе и клубах, собраниями, демонстрациями и надеждой на лучшее будущее.
Ибо, несмотря ни на что, мы храним надежду - я бы даже сказала, веру - что в воскресенье на выборах у нас хватит сил отрубить украинскую голову старого и коррумпированного советского дракона.
Еще в строю 'пятый канал', последний телеканал свободной Украины. Дикторы 'пятерки' до сих пор улыбаются с экрана, как и люди на улицах наших городов. Хотя ее передачи может смотреть не больше 30 процентов жителей страны, этот канал единственный дал полный репортаж о субботних событиях у здания Центральной избирательной комиссии.
Никто из жертв нападения, когда 'пятый канал' брал у них интервью, не выглядел жертвой. Они говорили гневно, но с сознанием своей правоты, как люди, которые знают свои права и готовы их защищать. Наверное, поэтому в нас живет мощное, хотя и иррациональное чувство, что Мы, народ, сильнее Их - преступников, сидящих во власти и не желающих ее отдавать. И мы знаем, что Они боятся нас, а не Мы их.
В ночь после выборов я не буду сидеть дома. Я не знаю, что случится, какие силы будут обрушены на нас, и чем все это кончится. Но даже если случится самое худшее, и охранники господина Путина будут вместе со всеми превращать мою страну в сталинское государство, мы выйдем на улицы и этим скажем: 'Нет, это не наш выбор'.
Мы знаем, что западная пресса с готовностью глотает политический анализ ситуации в Украине, который печет Москва - что Украина якобы 'поделена' на две части, 'пророссийскую' и 'прозападную'. Как знал еще Джордж Оруэлл, старый дракон тоталитаризма питается искусственно созданными иллюзиями. Поэтому я просто хочу, чтобы вы знали, как все это смотрится изнутри, хочу сказать, что чувствуют люди, живущие здесь. И еще я хочу сказать, что это не прощальное письмо. Это письмо надежды.
Оксана Забужко - поэт и романист, больше всего известная своими романами 'Внеземная женщина' и 'Полевые исследования украинского секса'. О. Забужко получила Стипендию Фулбрайта в Гарвардском университете и преподавала украинскую литературу в колледже Penn State Erie. В настоящее время проживает в Киеве.