После нескольких лет идеологической подготовки компании только что покинувших аналитический институт гуру удается обосноваться в Белом Доме. Они используют катастрофу 11 сентября для предания законности своим планам, и, осознавая, что их радикальные идеи, могут оказаться неосуществимыми и не найти поддержки у избирателей, маскируют их под совсем другие стремления.
Все выше сказанное вовсе не является кратким изложением истории завоевания власти неоконсерваторами, развязавшими войну в Ираке. Речь идет о революционном перевороте, совершенном неоэкономикой в период президентства Джорджа Буша (George Bush), а, точнее, о ряде 'не имеющих прецедентов в истории' (Даниэль Альтман, 'Neoeconomy', изд-во 'Public Affairs', 2004) мер по налоговым льготам и сокращению налоговых ставок. Бывший профессор Гарвардского Университета и корреспондент еженедельника 'The Economist' Альтман (Altman) называет налоговую политику Буша - выгодное наиболее состоятельным американцам снижение налоговых ставок, которое привело к образованию огромного государственного дефицита - опасным шагом, направленным на отмену всех налогов на доходы богатых, капитал, дивиденды, наследство и прибавочную стоимость. 'Мера, - по мнению Альтмана, - в долгосрочной перспективе подразумевала увеличение инвестиций и рост благосостояния'. Но оказавшись выгодной лишь ограниченному кругу наиболее состоятельных американцев, 'может привести к созданию другой революционной ситуации, когда выплачивающие все налоги рабочие выступят против обеспеченного класса, который не вносит в бюджет ни единого цента'.
На настоящий момент подобная политика привела к серьезному ухудшению налоговой ситуации и росту неравенства. Буш получил в наследство блестящий государственный бюджет. После двух лет положительного сальдо, по расчетам бюджетной комиссии Конгресса, казначейство должно было собрать на 5, 6 триллионов долларов больше, чем предполагалось израсходовать за период между 2002 и 2011 гг. Конгрессмены даже начали почесывать затылок, пытаясь решить, что с этим излишком делать. По прошествии четырех лет планы в отношении положительного сальдо рассеялись как дым, государственный дефицит приблизиться в этом году к 0,5 триллиона долларов, что равноценно 5% ВВП, и, по прогнозам, к 2011 году составит уже 3 триллиона.
Несмотря на то, что оба кандидата на пост президента пообещали к 2008 году сократить бюджетный дефицит вдвое, это станет возможно лишь при серьезном сокращении социальных затрат. Задача кажется особенно непростой из-за растущих военных расходов. Джон Керри заявил, что отменит налоговые льготы для тех, кто получает больше 200000 долларов в год, но даже в этом случае вернуться к налоговой дисциплине будет непросто. 'Дефицит растет, а не снижается; и это отнюдь не положительное наследие', - утверждает экономист Йельского Университета и автор книги 'Иррациональное изобилие' Роберт Шиллер (Robert Shiller).
Буш, со своей стороны, получил собственные экономические проблемы, вызванные биржевым кризисом 2000-2002 гг. и спадом 2001 г., которые еще больше усугубились событиями 11 сентября 2001 года. В качестве ответных мер, в 2001 году Буш объявил об урезании выплат в размере 1,7 триллиона долларов.
Экономический советник Белого Дома и член первой команды неоэкономистов (изгнанный впоследствии за то, что сделал наиболее точный прогноз затрат на войну в Ираке - 200000 миллионов долларов) Лоуренс Линдсей (Lawrence Lindsay) оправдывал принятие первого пакета мер, заявляя, что речь идет об амортизаторе, который 'сгладит последствия спада'.
Но, как пояснил 'La Vanguardia' лауреат нобелевской премии по экономике, профессор Пенсильванского Университета Лоуренс Клейн (Lawrence Klein), для стимуляции экономики было бы логичнее дать больше среднему классу и самым бедным американцам. 'Они назвали это стабилизацией, но в действительности речь шла о реформе налоговой системы, при проведении которой они воспользовались 11 сентября как предлогом', - заявил Клейн, один из 15 лауреатов нобелевской премии в области экономики, подписавших письмо против проводимой в США налоговой политики и переизбрания Буша. 'Это был обман, на словах это считалось стимулированием экономики, а на деле речь шла о создании в будущем неоэкономики', - соглашается с ним Альтман.
Все эти экономисты сходятся во мнении, что восстановление экономики гораздо меньше зависит от проведенных сокращений, чем от низкопроцентных ставок, которые привели к росту потребления, что, прежде всего, коснулось недвижимости и приобретения автомобилей. После двух лет экономической слабости, в 2003 году был зарегистрирован вполне приемлемый рост в размере 3%, и, по прогнозам, в текущем году этот показатель должен был составить уже больше 4%. Но вполне возможно, что публикуемые сегодня итоги третьего квартала опять окажутся разочаровывающими.
Во время своей предвыборной кампании Джордж Буш заявлял, что проведенные сокращения пошли на пользу всем американцам, хотя некоторые получили выгоды больше других. По утверждению Альтмана, 20% наиболее состоятельных налогоплательщиков получат, благодаря принятым изменениям, на 73002 доллара больше, в то время как 20% наименее состоятельных американцев получат лишь 947 долларов, то есть по 2 доллара в день.
Отмена налога на наследство расценивалась как победа, выгодная для простого фермера из внутренних штатов страны. Но наследство в размере меньше 675000 долларов налогом не облагалось. Состояние Джорджа Буша оценивается в 27 миллионов долларов. Репутация Алана Гринспена (Alan Greenspan) также оказалась под сомнением. В 2001 году глава Федеральной резервной системы США поддержал проведение изменений в налогообложении: 'Если нынешняя слабость экономики сохранится, сокращения могут пойти на пользу', - заявил Гринспен, которому Буш-страший так никогда и не простил увеличение ставок пред самыми выборами.
Проект неоэкономистов начинает усугублять ситуацию социального неравенства, которая стала исправляться в последние годы президентства Клинтона, благодаря увеличению жалования категории самых низкооплачиваемых работников. По сравнению с 2000 годом, число тех безработных, которые не могут трудоустроиться уже длительный период времени, увеличилось на 1,3 миллиона человек. Большинство из них - представители национальных меньшинств. Негативные последствия сокращения налогов и безработица вновь привели к росту межэтнического неравенства. Согласно данным 'Pew Center', среднестатистическая семья белых американцев владеет имуществом (недвижимость, вложения, накопления) в 14 раз превышающим имущество семьи афроамериканцев.