МОСКВА - Фотографии, сделанные практически в натуральную величину, детально отображают залитые кровью лица и разрушенные здания, ставшие результатом десяти лет бесконечной войны: спасатели, разбирающие обломки на территории взорванного террористами рынка, пожилые женщины с повязанными на головах платками, влакущие жалкое существование в квартире, где взрывом полностью разрушена одна стена, безжизненные и изуродованные детские тела, выносимые на руках из бесланской школы после 52 часов пребывания в качестве заложников в руках фанатичных безумцев.
Все эти ужасы испытали на себе южные регионы России в течение десятилетней войны в Чечне, которая началась как попытка получить независимость от Москвы и превратилась в партизанскую войну с применением бандитских методов, пыток и похищений со стороны как чеченских боевиков, так и российских солдат, дислоцированных там.
Боевые действия и террористические акты, затронувшие Беслан, Москву и другие российские города, получили визуальное выражение в новой, уникальной по своей смелости художественной экспозиции, организованном под эгидой единственного в Москве музея, который считает своим долгом говорить о случаях нарушения прав человека. Выставка проходит под названием 'Война в Чечне привела терроризм в Россию'.
'После Беслана, когда все так трагически закончилось (кажется, это была суббота четвертого сентября), я не мог оставаться дома. Поэтому я приехал сюда и стал думать, что мы можем сделать в этой связи', - вспоминает один из основателей и директор Московского музея и общественного центра имени Андрея Сахарова Юрий Самодуров.
Музей, созданный в 1996 г. с целью сохранения трудов российского ученного и диссидента Андрея Сахарова, занимается регистрацией всех нарушений прав человека, имевших место в современной России и при старых режимах. Его деятельность имеет разносторонний характер, начиная от организации митингов в память жертв сталинских репрессий и заканчивая показом запрещенных фильмов о войне в Чечне. Музей располагается на территории двух небольших зданий на краю центра Москвы, выживая главным образом за счет скромных пожертвований и самоотверженности своих сотрудников.
Своим мягким голосом, тронутыми сединой волосами, очками в роговой оправе и твидовым пиджаком Юрий Самодуров скорее напоминает университетского профессора, чем непримиримого борца за права человека. Однако его деятельность в качестве хранителя музея уже вышла за рамки общепринятого: ему и еще двум сотрудникам музея предъявлены обвинения в разжигании религиозной вражды после проведения в январе 2003 г. выставки под названием 'Осторожно! Религия', поставившей под сомнение роль православной церкви в России. Дело Самодурова, первоначально возвращенное московской прокуратуре для повторного расследования за недостатком доказательств, снова попало в суд, где Самодуров должен появиться в эту среду.
По его собственным словам, он в любой момент ожидает закрытия проходящей сейчас экспозиции - небезосновательные опасения с учетом того, что редактор газеты 'Известия' был уволен только за то, что посчитал нужным поместить на первую страницу фотографию бесланской женщины, оплакивающей гибель своего ребенка. Та же самая фотография использовалась в газетах всего мира, включая 'The Globe and Mail'. Вышеупомянутый номер 'Известий' можно увидеть среди газет, представленных на экспозиции.
'Мы теряем наши политические права и свободы, - считает Самодуров. - Как мы можем этому противостоять? Мы может бороться с этим посредством этой выставки. . .'
'Очень многие пишут о том, против кого мы ведем войну, - продолжает он. - Но мы никогда не задавались другим вопросом - а для чего мы воюем в Чечне? . . . В войне нельзя победить, если ты не знаешь, ради чего ты воюешь'.
В просторной комнате с кирпичными стенами, где с потолка свисают лохмотья искореженного металла, привезенного из Чечни после бомбежек, в простых деревянных рамках висят огромные фотографии, на которых можно увидеть трупы мирных жителей и солдат, груды обломков, оставшихся после штурма чеченской столицы - города Грозного. Эта драматическая по своему характеру экспозиция дополняется обвинительными заголовками, которые можно было встретить в газетах и журналах с начала первой чеченской кампании в 1994 г. и по сегодняшний день.
На обычных листах, развешанных в один ряд над фотографиями, написаны числа, каждое из которых обозначает количество людей, погибших в результате терактов, организованных чеченскими сепаратистами. Среди них: захват заложников в Буденовске в 1995 г. (погибли 130 человек), взрыв жилого дома в Москве в 1999 г. (погибли 230 человек), захват заложников на Дубровке в 2002 г. (погибли 129 заложников) и, наконец, недавний кризис в Беслане, в результате которого число жертв превысило 330 человек.
'Я думаю, что люди уже готовы услышать правду, какой бы горькой она ни была, - считает учитель средней школы Юлия Савина, приведшая с собой на выставку небольшую группу старшеклассников. - По-моему, пришло время, когда люди стали понимать, какой опасности они подвергаются каждый день. . . К сожалению, это не последний раз, когда мы испытываем нечто подобное'.
С момента ее официального открытия 13 октября выставку посетило огромное количество москвичей. Освещение показа в средствах массовой информации носило мимолетный характер, и пока власти сохраняют молчание.
'Мы не мешаем проведению выставок, если они не содействуют распространению порнографии, расизма, насилия и не подрывают авторитет государственной власти. Любые другие темы и формы выражения вполне приемлемы для нас. Конечно же, люди видят одни и те же вещи по-разному. Это сугубо субъективная оценка каждого человека', - считает Александр Заволокин, заместитель главы департамента современного искусства в Министерстве культуры Российской Федерации. 'Например, экспозиция 'Осторожно! Религия', прошедшая в Московском музее и общественном центре имени Андрея Сахарова. Для кого-то основная идея выставки была вполне приемлема, другим же она показалась оскорблением их веры. Такой конфликт необходимо урегулировать в суде, это обычная практика для гражданского общества'.
Однако толпы народа, с которыми обычно ассоциируется проведение противоречивых выставок, так и не материализовались. Очевидно, не все пока готовы увидеть это эмоциональное определение стоимости войны.
'Общество не готово ко многим вещам', - говорит Отто Лацис (Otto Latsis), заместитель главного редактора газеты 'Русский курьер', являющийся непримиримым критиком войны в Чечне. По его словам, презрение Самодурова к собственной безопасности вызывает большую озабоченность у многих. 'С другой стороны, опасность существует везде и всегда. . . Мы не должны прятаться от реальности. Если каждый, кто осознает опасность, будет от нее прятаться, то демократия абсолютно точно безвозвратно погибнет'.