Шамиль Басаев, известный чеченский полевой командир, взявший на себя ответственность за недавний теракт в одной из школ на юге России, закончившийся гибелью более 350 человек, заявил, что готов использовать любые методы и средства, включая атаки на мирное население с использованием химического и бактериологического оружия, для того, чтобы вынудить Россию прекратить кровавую войну в Чечне, длящуюся уже пять лет, и предоставить этой мусульманской республике независимость.
Во время переписки по электронной почте с газетой "The Globe and Mail" Шамиль Басаев сделал первое после сентябрьской драмы с заложниками публичное заявление, в котором подчеркнул, что готов противостоять России еще как минимум десять лет. При этом он отметил, что будет уважать нормы 'международного права', если российские солдаты будут делать то же самое.
Человек, которого называют не иначе как 'российский Усама бен Ладен', выразил сожаление по поводу того, как закончилась осада средней школы ? 1 в Беслане, однако всю вину за произошедшие, как это не раз бывало в прошлом, возложил на президента Российской Федерации Владимира Путина.
Шамиль Басаев заявил, что намеревался повторить в Беслане свой успех 1995 г., когда ему удалось захватить госпиталь в Буденовске и в конечном итоге вынудить российскую сторону начать мирные переговоры, которые через год привели к окончанию первой чеченской кампании.
После трех лет автономии, которую Чечня фактически получила от самой же Москвы, Владимир Путин снова ввел в республику войска, преследуя своей целью уничтожение 'террористов', которые захватили отколовшуюся от России республику и организовали на ее территории лагеря подготовки исламский боевиков.
'Российские солдаты держали в заложниках весь чеченский народ в течение пяти лет, и никто даже слова не сказал. Стоило нам захватить в заложники тысячу человек и удерживать их в течение трех дней для того, чтобы предотвратить геноцид чеченского народа, и весь мир шокирован нашими действиями. Что это, если не лицемерие?. . .'
Переписка по электронной почте с лидером чеченских сепаратистов была организована через сайт 'Кавказ-Центр', который Шамиль Басаев использовал на протяжении нескольких лет для общения с внешним миром. Мы послали свои вопросы на электронный адрес, который полевой командир использовал в прошлом. Ответ на наше сообщение, составленный на русском языке, пришел через 24 дня.
Несмотря на то, что доказательств того, что автором письма действительно был Шамиль Басаев, не существует, характер ответов и риторика не противоречат последним заявлениям, приписываемым лидеру чеченских сепаратистов.
Тем не менее, представители Федеральной Службы Безопасности Российской Федерации полагают, что составлением публичных заявлений Шамиль Басаев лично заниматься не мог, и за него это делает кто-то другой. Такая, по мнению сотрудников ФСБ, слишком выразительная манера письма не присуща человеку, который описывается ими как безграмотный фигляр.
Шамиль Басаев, за голову которого после бесланских событий было назначено вознаграждение в размере десяти миллионов долларов США, заявил, что ведет переписку из Заводского района чеченской столицы. Если это действительно так, то это означает, что он по-прежнему способен действовать в глубоком тылу у противника, так как Грозный находится под контролем федеральных сил практически с самого начала второй чеченской кампании.
Российские официальные власти категорически отвергли возможность того, что Шамиль Басаев мог отсылать сообщения по электронной почте из Грозного. 'Он не появлялся в Грозном очень и очень давно. Его воображение переходит все возможные логические границы. Басаеву нечего сказать, поэтому он начинает выдумывать разные небылицы', - заявил Бувади Дахиев, заместитель командира чеченского ОМОНа, образованного по приказу чеченского руководства, действующего с оглядкой на Москву.
Объемы финансирования из-за границы серьезно уменьшились после теракта 11 сентября 2001 г. в Нью-Йорке и Вашингтоне, жалуется Басаев, и теперь его бойцы довольствуются грошами - ежегодные поступления не превышают двадцать тысяч долларов США от анонимных источников в Турции, Германии и Объединенных Арабских Эмиратах.
'Мне стыдно за мусульман, - пишет Басаев. - За три года после 11 сентября никто нам так и не помог. Они все боятся, что их будут ассоциировать с 'террористами', а я просто не достаточно хорош, чтобы просить о помощи всех и каждого'.