Ослепленный слабостью своего отца и одержимый верой, президент сделал свою речь более радикальной.
Почему Джордж У. Буш сохранил в ходе президентской избирательной кампании свой радикализм? Это настоящая загадка. Обычно это объясняют влиянием его избирательного стратега Карла Роува. Он заключил пари, что Буш сможет получить больше голосов, углубив свою политическую платформу как раз по правому христианскому крылу, а не расширяя центр. Однако, это объяснение не слишком убедительно.
По замечанию Элана Вульфа, специалиста по вопросам религии в Boston College, 'если бы Буш занимал центристскую позицию и после 11 сентября выступил как собиратель, республиканцы, возможно, сумели бы оставаться у власти лет пятьдесят'. Ничто не мешало Бушу превратиться в умеренного республиканца.
Во время своей первой избирательной кампании он изображался как 'объединитель, а не как разобщитель'. Он представил двусмысленный проект, проект консерватизма, у которого есть сердце. Он мог бы и придерживаться этого курса. Но он свернул вправо, во всем. В вопросах морали он закрепил за собой славу поборника христиан самого фундаменталистского толка, заблокировав государственное финансирование исследований зародышевых стволовых клеток и защищая идею конституционного запрета браков между гомосексуалистами.
В экономическом и социальном плане он пытается отстаивать интересы ультра-индивидуалистического общества, которое он называет 'ownership society' - обществом собственников, где даже оплата по больничному листу должна производиться из собственных страховых накоплений. Наконец, его международная политика оказалась односторонней и грубой, без учета мнений союзников Соединенных Штатов.
Папаша - 'слабак'. Конечно, въехав в Белый Дом, Буш должен был отблагодарить правохристианское крыло, которое оказало ему помощь в ходе предварительных выборов в мае 2000 года. Но трагедия 11 сентября неожиданно подтвердила его полномочия и освободила его от всех политических долгов. Его выбор отныне стал более личным, интимным, возможно, связанным с выходящими за рамки общепринятого советами его отца, бывшего президента Буша-старшего. И Бога.
С самой ранней юности Буш во всем следует по пятам своего отца, пытаясь держаться в тени. Ему дали то же имя, он окончил то же учебное заведение (Йель), так же как и отец, он занимался нефтяным бизнесом до того, как ушел в политику, а потом стал президентом. И начал войну с Ираком. Но когда Джордж У. Буш говорит о своих родителях, то его мать, Барбара всегда выглядит сильным человеком, а отец - 'слабаком'. 'Иногда я говорю слишком откровенно. Это у меня от матери. Иногда мне не хватает слов. Это от папы', повторял он в каждой своей речи на прошлой неделе.
Презрение к Керри. Он всегда не переносил, что его отец выглядел слабаком. Когда в 1989 году 'Newsweek' набросился на президента Буша в статье под заголовком 'The Wimp Factor', Джордж У. Страшно разгневался. Чтобы построить свою политическую карьеру, он тщательно культивировал образ простого техасского парня, вплоть до того, что изменил акцент в противоположность своему отцу, патрицию с Западного побережья. Поселившись в Белом Доме, он поспешил насадить в своей администрации 'крепких парней', тех самых, которые презирали Буша-старшего, не осмелившегося дойти до Багдада во время войны в Заливе.
Буш воспринял 11 сентября как проявление жестокости, и как унижение. Семь с половиной минут, которые он провел, держа в руках детскую книжку, пытаясь осознать, что же (с ним) случилось (таким его увековечил Майкл Мур в 'Фаренгейт 9/11'), дают полное представление об испытанном им психологическом шоке. И все же трагедия дала ему возможность обозначить свои полномочия как смысл жизни и выйти из тени своего отца.
С тех пор он делает все, чтобы выглядеть невероятно мужественным. Радикализм его речи является составной части утверждения себя в этой роли. Показательны выпады республиканцев против Керри в ходе предвыборной кампании. Они изображали демократа как эстета, любителя французских вин и игры на гитаре, пацифиста, ветреника, холящего ногти. Буш и сам хохотал, строя презрительные гримасы, над любовью Керри к 'нюансам' или над его стремлением действовать 'взвешенно'.
Мир в черных и белых тонах. Другое, еще более волнующее, объяснение радикализма Буша - это его отношение к религии. Президент в своих действиях опирается на веру и не скрывает этого. Его вера особого свойства, вера вновь обретенная, вера христианина, который вновь обратился к Богу после долгого неверия. В 40 лет Бушу удалось избавиться от алкогольной зависимости, 'повстречав Иисуса'. Психиатр Джастин Фрэнк в своей книге-психоанализе ('Bush on the coach') считает, что этот эпизод породил в нем ложное чувство всемогущества, способности отрицания реальности и другие проблемы. У президента выработалось черно-белое видение мира, близкое к тому, которое свойственно христианским фундаменталистам.
Конечно, он ходит в церкви умеренного толка (он присоединился к Методистской церкви, как и его жена). Однако, евангелисты считают его своим. Каждое утро он читает Библию или проповеди Освальда Чамберса, пастора начала XX века, который, например, пишет, что 'если хоть на секунду перестать слушаться Бога, тьма и смерть тут же возобновят свою черную работу'.
Его супруга Лора уточняет, что не считает себя орудием Бога в буквальном смысле. Но ясно, что он испытывает чувство, будто он следует божьей воле. Что частично служит объяснением его внутренней политики ('Задача президента - способствовать культурным переменам', заявил он перед группой христианских журналистов в мае), а также и - внешней политики. Он часто повторяет, что свобода - это не дар американцев миру, а дар всемогущего бога каждому человеку'.