'Право облагать налогом включает в себя право разрушать', - написал 185 лет назад председатель Верховного Суда США. Вряд ли можно найти более наглядную иллюстрацию этого афоризма, чему судьба российского нефтяного гиганта 'Юкоса'. Шесть месяцев назад компании предъявили налоговые претензии за 2000 год на сумму 99 млрд. рублей (3,4 млрд. долларов). В то время эта цифра казалась невероятно огромной. Тем не менее, арестовывая практически все денежный потоки 'Юкоса' за прошедшее с тех пор время, российские налоговики смогли вернуть большую часть задолженности.
Это, однако, не означает, что проблемы компании закончились. Как раз наоборот. Возможно, решив, что апрельское решение было недостаточно амбициозным, налоговые власти теперь требуют 13,2 млрд. долларов за 2001, 2002 и 2003 годы. По оценке аналитика московской компании 'Ренессанс Капитал' Рона Смита (Ron Smith), налоговые претензии к 'Юкосу' за 2002 год составляют 99% его выручки за тот период. Весьма кстати и то, что все претензии примерно равны сумме, которую может принести принудительная продажа основного добывающего актива компании, 'Юганскнефтегаза'.
Цена актива в последние дни была повышена, по мере того, как росли налоговые претензии. Тем временем наиболее вероятные кандидаты на его приобретение - политически связанные или подконтрольные правительству российские энергетические компании. Западные нефтяные компании, опасающиеся как инвестиционного климата в России, так и перспективы суда с миноритарными акционерами 'Юкоса', которые могут подать против них иск, если компании примут участие в растаскивании активов, вряд ли захотят подключиться к процессу, даже если их и пригласят.
Другими словами, то, что останется от компании после ее разделения налоговиками, попадет в руки лояльных Путину людей. Если раньше и оставались какие-то сомнения в том, что кампания против 'Юкоса' задумывалась как политически мотивированная закулисная экспроприация с целью обогатить правительство и наказать бывшего главу компании Михаила Ходорковского, теперь эти сомнения могут быть развеяны.