Когда в прошлом месяце Россия, наконец-то, согласилась ратифицировать Киотский протокол, направленный на ограничение выброса парниковых газов в атмосферу, многим могло показаться, что в Японии должно начаться бурное празднование, сопровождающееся громкими хлопками от пробок, вылетающих из бутылок с шампанским. В конечном счете, такие действия России означают, что протокол, подписанный семь лет назад в древней столице Японии, теперь скорее вступит в силу, чем будет предан забвению.
В итоге все получилось с точностью до наоборот. По свидетельству дипломатов и наблюдателей частного сектора, реакцию японского правительства на ратификацию протокола в России иначе как паникой назвать нельзя.
Причина заключается в том, что Япония очень сильно отстает от графика выполнения собственных обязательств по Киотскому протоколу. Согласно условиям договора, японское правительство должно снизить уровень парниковых выбросов на 6% (за точку отсчета берутся показатели 1990 г.) за период с 2008 по 2012 гг.. По последним данным, в 2002 г. увеличение объема парниковых газов, попавших в атмосферу, составило 7,6% по сравнению с данными на 1990 г., и ожидается, что эта цифра достигнет 8% к моменту опубликования свежей информации.
'Японии необходимо сократить объем парниковых выбросов на 6%, но в настоящее время по-прежнему продолжаются жаркие споры относительно того, каким образом распределить это бремя между компаниями, сектором бытовых потребителей и транспортной инфраструктурой', - говорит Тору Риосо (Toru Ryoso), старший представитель брокерской компании 'С02е.com' в Японии.
Ратификация Киотского протокола Россией вызвала в Японии бурю мозговой активности как в частном, так и в государственном промышленных секторах. Один иностранный дипломат, участвовавший в выработке программы сокращения парниковых выбросов для своей страны, считает, что некоторые правительственные чиновники в Японии в тайне надеются, что ратификация Киотского протокола все же не произойдет, и тогда они смогут тихо уклониться от выполнения собственных обязательств.
Но это уже невозможно. Однако конкретные действия, направленные на выполнение Японией своих обязательств, скорей всего, столкнут лбами министерство охраны окружающей среды и использования природных ресурсов, слабое в политическом отношении, и более мощные силы в лице министров торговли и финансов, а также промышленного лобби.
Одним из самых проблемных вопросов предстоящего конфликта станет предложение о введении налога на выбросы углекислого газа, призванного ограничить парниковые выбросы в промышленном секторе. Однако министр торговли Японии и представители влиятельной лоббистской группы 'Keidanren' категорически против этого.
По их словам, промышленность делает гораздо больше для сокращения объема парниковых выбросов, чем другие сектора, например, транспорт. Одной из главных причин того, что Япония будет всеми силами сопротивляться выполнению своих обязательств по Киотскому протоколу, является то, что уже в 1990 г. японская промышленность достигла предела эффективности с точки зрения энергопотребления.
Представители 'Keidanren' активно продвигают собственную программу, по условиям которой предпринимательское сообщество обязуется бороться с увеличением объема парниковых выбросов. В программе говорится открытым текстом, что налог на выбросы углекислого газа (размер которого должен составлять как минимум 45 тысяч иен (423 доллара США, 331 евро, 231 фунт стерлингов) за тонну, чтобы добиться каких-то подвижек в решении этой проблемы) самым неблагоприятным образом отразится на конкурентоспособности промышленности.
Ясухиро Шимизу (Yasuhiro Shimizu), директор департамента климатических изменений в министерстве охраны окружающей среды и использования природных ресурсов Японии, признает наличие 'очень серьезной оппозиции' введению вышеупомянутого налога. Однако промышленность лишь частично возьмет на себя это налоговое бремя. По словам господина Шимизу, сумма налога составит всего-навсего 3 400 иен за тонну, остальные деньги будут субсидироваться правительством. Этот план не является окончательным и в первую очередь нуждается в поддержке министерства финансов.
Основная задача, как ему представляется, заключается в разработке целого комплекса мер, куда входят создание новых энергосберегающих технологий, посадка и охрана лесных массивов, которые в случае ратификации Киотского протокола могут компенсировать вредное воздействие парниковых газов на атмосферу, а также торговля разрешениями на выброс загрязняющих окружающую среду веществ.
Тем не менее, специалисты в один голос утверждают, что единственным выходом для Японии, если она хочет выполнить свои обязательства, является покупка огромного количества кредитов в виде разрешенных выбросов загрязняющих веществ, например, у России. По их мнению, в скором времени Япония превратится в один из самых активных рынков по реализации разрешений на вредные выбросы.
В августе крупнейшая в мире электроэнергетическая компания 'Tokyo Electric Power' ('Tepco') заключила сногсшибательную сделку с 'Agro-super', чилийским производителем свинины.
По условиям соглашения, заключенного при посредничестве брокерской компании 'С02e.com', руководство 'Tepco' обязуется выплатить 'Agro-super' несколько миллионов долларов США за разрешения на выбросы ввиду того, что чилийская компания стала использовать новую технологию по сбору и ликвидации метана, выделяющегося в качестве продукта жизнедеятельности ста тысяч свиней.
'Электроэнергетические гиганты, сталелитейные заводы и другие компании были очень взволнованы новостью о ратификации Киотского протокола в России', - говорит господин Риосо. По его словам, некоторые крупные предприятия близки к заключению сделок, предусматривающих сотрудничество с агропромышленными комбинатами в Бразилии и Мексике. Он также предполагает, что цена на разрешение выбросов загрязняющих веществ, которая сейчас составляет приблизительно шесть долларов США за тонну, в ближайшем будущем резко возрастет.
Кое-кто из телевизионных комментаторов провел невеселую параллель между глобальным потеплением и беспрецедентными тайфунами, которые затопили в этом году Киото и стали причиной гибели более 80 человек в Японии.
Если Киотский протокол, содержащий согласие японской стороной, также не окажется в политическом смысле 'под водой', то государственные деятели и бизнесмены должны воспользоваться его ратификацией со стороны Россия в качестве призыва к более эффективным действиям.