Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Евразия: Столкновение цивилизаций?

Сегодня в России происходит столкновение культур, но пока еще не столкновение цивилизаций, говорит один ведущий мусульманский ученый

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Как свидетельствуют данные социологических опросов, чуть более половины из 20 миллионов проживающих в Российской Федерации "этнических мусульман" не соблюдают никаких основных принципов ислама. Примерно четверть тех, кто их все же соблюдает, делают это лишь время от времени. И всего 10-15% активно придерживаются всех основных принципов ислама, при этом лишь крохотная частица общего количества мусульман, пожалуй, не более чем один из каждых восьмисот человек, относится к тому течению ислама, которое многие именуют "радикальным" или "фундаменталистским".

Тарту, Эстония, 3 ноября 2004 года (UPI). Сегодня в России происходит столкновение культур, но пока еще не столкновение цивилизаций, говорит один ведущий мусульманский ученый. Но, поскольку российские элиты не понимают этого различия, желают использовать в своих интересах этнические различия или надеются завоевать благосклонность Запада, они совершают действия, которые угрожают превратить одно в другое, с негативными последствиями для всех.

Денга Халидов (Denga Khalidov), руководитель Центра по проблемам этнополитики и ислама, действующего под эгидой Евразийского движения, в своей опубликованной на веб-сайте Islam.ru статье утверждает, что такая ситуация возникла вследствие прискорбной тенденции приписывать "этническим мусульманам" убеждения, которых у них в действительности нет, и игнорировать традиционалистские ценности, которые они разделяют с другими россиянами.

После 70 лет навязанного Советами атеизма большинство людей в Российской Федерации стали неверующими или, по меньшей мере, не сильно верующими, говорит Халидов. Но те, кто ведет разговор об "этнических мусульманах", о представителях тех национальностей, которые исторически были исламскими до того, как Советы захватили власть, почти неизменно забывают об этом. И поэтому они также игнорируют тот факт, что "этнические мусульмане" России в подавляющем большинстве патриотичны и лояльны правительству.

Как свидетельствуют приводимые Халидовым данные социологических опросов, чуть более половины из 20 миллионов проживающих в Российской Федерации "этнических мусульман" не соблюдают никаких основных принципов ислама. Примерно четверть тех, кто их все же соблюдает, делают это лишь время от времени. И всего 10-15% активно придерживаются всех основных принципов ислама, при этом лишь крохотная частица общего количества мусульман, пожалуй, не более чем один из каждых восьмисот человек, относится к тому течению ислама, которое многие именуют "радикальным" или "фундаменталистским".

Аналогичная картина складывается и в большинстве других религиозных общин в постсоветской России, утверждает Халидов, хотя мало кто в России очень часто упоминает об "этнических христианах" или каких-либо других "этнических" верующих.

Соответственно, говорить о столкновении цивилизаций на почве конфессиональных различий в России в настоящее время не только неуместно, но и неправильно, доказывает Халидов. Вместо этого следует вести разговор о столкновении культур, о столкновении между либеральными осовремененными элитами, которые хотят сделать Россию более похожей на Запад, и традиционалистским населением, которое отвергает значительную часть этого проекта.

Важно помнить, продолжает Халидов, то, что по обе стороны этой разделительной линии стоят как "этнические мусульмане", так и "этнические христиане", а у мусульман и христиан одного лагеря есть больше общего в культурном и политическом планах, нежели есть общего между ними и их "единоверцами" из другого лагеря.

Халидов говорит, что совершенно уместно вести речь о столкновении между группами, которые разделились скорее по культурным, чем по религиозным мотивам. Так почему же тогда, спрашивает он, российские либеральные элиты так много разглагольствуют о столкновении цивилизаций и тем самым очень многое делают для того, чтобы приближать более опасный вид конфликта?

Халидов высказывает предположение, что для этого есть три причины. Первое, кое-кто в российской элите просто невежественен, тогда как некоторые другие хотят копировать Запад, отождествляя ислам и терроризм либо для внутреннего потребления, либо для того, чтобы позиционировать Россию на стороне Запада в нынешних контртеррористических усилиях.

Второе, многие из числа элиты страны не хотят соглашаться с традиционалистскими позициями многих "этнических христиан" и потому находят для себя удобным отвлекать внимание от этого факта, указывая на традиционалистские позиции "этнических мусульман", которые нередко более громко выступают в защиту своих взглядов. Это дает элите возможность предотвращать объединение двух групп, сталкивая их лбами.

И третье, ислам в России испытывает более заметный ренессанс, чем христианство. Не только больше "этнических мусульман" возвращается в лоно своей веры, говорит Халидов, но даже некоторые из тех, кто никогда не входил в мусульманские общины, принимают ислам. Последнее обстоятельство, по его словам, вызывает как у европеизированной элиты, так и у некоторых "этнических христиан" куда более сильную тревогу, чем можно было бы считать оправданной, судя по фактическому числу таких людей.

В силу всех вышеперечисленных причин, утверждает Халидов, нынешнее российское правительство и контролируемые им средства массовой информации (СМИ) рисуют образ ислама в России, который просто неточен. Но этот выдуманный СМИ образ зажил своей собственной жизнью в сообществах как "этнических мусульман", так и "этнических христиан".

Негативное освещение в СМИ мусульман России уже радикализировало многих из них и побудило некоторых из них, по меньшей мере, в отместку вернуться в лоно своей религии. И это же самое негативное освещение убедило традиционалистских "этнических христиан" России, что у них очень мало или вообще нет ничего общего с традиционалистскими "этническими мусульманами", создав тем самым между ними раскол, которого не должно было быть.

В результате, утверждает Халидов, эти две группы, кажется, идут к конфронтации, а не к более естественному, как он считает, союзу против осовремененных элит. И если все же разразится конфронтация между этими двумя традиционалистскими группами, российские осовремененные элиты могут от этого выиграть в краткосрочной перспективе. Но эти элиты также и пострадают, поскольку столкновение цивилизаций может привести к расчленению этой страны.