Независимо оттого, кого переизбранный президент Буш (Bush) назначит министром иностранных дел, министром обороны или советником по национальной безопасности, его администрация больше не сможет игнорировать наряду с войной против терроризма также намечающиеся сомнительные процессы в Восточной Европе. На то, что в эти недели происходит на огромном пространстве бывшего Советского Союза, средства массовой информации не обращают почти никакого внимания и не подвергают анализу. До тех пор, пока дело не дойдет до массовых демонстраций, пока не приобретут массовый характер аресты, шанса вытеснить с первых страниц ужасающие сообщения из Ирака или с Ближнего Востока, из Судана или Кашмира не будет.
Будем честными: кого действительно, кроме, пожалуй, некоторых экспертов по Востоку из разных канцелярий и редакций, интересует вопрос, кто же станет после повторного голосования, которое пройдет через три недели, президентом Украины: Виктор Янукович или же Виктор Ющенко? Или вопрос, станет ли после недавнего 'референдума', результаты которого были сфальсифицированы в лучших советских традициях, бывший председатель колхоза Александр Лукашенко вопреки конституции в третий раз главой авторитарно управляемого белорусского государства? Или, станет ли Владимир Путин вскоре благодаря протащенному через свое парламентское большинство изменению избирательного права назначать губернаторов (многие из которых, разумеется, держат себя как 'маленькие Путины') сверху, то есть по своему усмотрению, вместо того, чтобы их избирал, как раньше народ?
Кто вообще знает имена тех правителей, стоящих во главе бывших азиатских советских республик, статуи и портреты, которых, как в свое время, статуи и портреты Сталина и Ленина, определяют картину улиц и площадей в Астане (Казахстан) и в Ташкенте (Узбекистан), Бишкеке (Киргизия), Душанбе (Таджикистан) и в Ашхабаде (Туркменистан)?
Визиты глав государств и правительств важных в стратегическом плане и часто богатых сырьевыми ресурсами постсоветских почти поголовно управляемых авторитарно, даже по-диктаторски государств организуются в западных странах без всяких проблем. С ними любезничают председатели правлений крупных нефтяных, энергетических и машиностроительных компаний и тем более представители международных банковских структур. Немногие акции протеста или мероприятия разных правозащитных организаций бизнесу не мешают, о них в силу равнодушного отношения со стороны населения и 'усталости от Востока' в большинстве средств массовой информации быстро забывают.
С учетом этой безнадежной позиции, разумеется, не раз также игнорировались умело завязываемые Путиным личные дружеские связи с 'ближним зарубежьем' России: на Западе, на Юге и на Востоке, включая откровенную интервенцию в поддержку премьера Януковича, а также все более тесное политическое и экономическое сотрудничество с Китаем. Только уж слишком легко забывается то, что настоящей основой этой тонко сплетенной из интриг сети, направленной против либеральных и свободолюбивых организаций, является общая склонность к авторитарному господству.
В силу центробежных тенденций внутри слишком большого, разношерстного в социальном и в экономическом плане Европейского союза, и по причине почти исключительной концентрации США на войне в Ираке и на вопросах ядерной опасности, исходящей со стороны Северной Кореи и Ирана, сомнительный характер этих тенденций, связанных с концентрацией политической власти в предполье России, замечают пока в основном наблюдатели из Будапешта, Варшавы и Праги. Но тень Сталина легла не только на Центральную и Восточную Европу.