Москва, 3 ноября 2004 года. Акционеры оказавшейся в трудных обстоятельствах российской нефтяной компании "ЮКОС" в следующем месяце соберутся на чрезвычайное собрание, чтобы обсудить вопрос о регистрации банкротства своей компании после решения российских налоговых властей увеличить на 6,7 млрд. долл. США сумму недоимок по налогам, вмененных компании, которая и без того уже едва держится на ногах под грузом задолженностей по налогам, сказал в среду генеральный директор "ЮКОСа".
"Ситуация безнадежная, мы вскоре не сможем продолжать свою деятельность", - сказал Стивен Тиди (Steven Theede). На встрече с репортерами в Москве он назвал последние оценки подлежащей уплате суммы налогов за 2002 год "смешными".
Этот счет добавлен к тем 4 млрд. долл., которые все еще должна уплатить компания "ЮКОС" в возмещение задолженностей по налогам за 2000 и 2001 годы, и к тем 3,4 млрд. долл., которые недавно было предложено уплатить ее дочерней компании "Юганскнефтегаз". Это подразделение, самый ценный актив "ЮКОСа", добывает 2 млн. баррелей (1 американский баррель для нефтепродуктов = 158,78-158,95 л) нефти в сутки.
Счета по недоимкам стали результатом того, что власти решили провести бухгалтерский аудит "ЮКОСа" за прошлые годы и при этом отказались учесть налоговые льготы, которые они же в прошлом разрешали.
Государств заявило, что планирует продать "Юганскнефтегаз" для погашения счетов, которые могут возрасти еще раз, когда налоговые власти объявят сумму недоимок "ЮКОСа" по налогам за 2003 год.
Стоимость акций компании "ЮКОС" на этой неделе снизилась на 26%, а ее задолженность по налогам теперь почти вдвое превышает рыночную капитализацию компании. Неопределенность будущего компании также способствует росту цен на нефть во всем мире.
Решение рассмотреть вопрос о банкротстве, очевидно, имеет целью наделить компанию "ЮКОС" некоторыми правами относительно контроля за тем, как распродаются ее активы, и замедлить то, что еще недавно казалось неизбежной в ближайшем будущем акцией правительства по отнятию у компании ее дочернего предприятия "Юганскнефтегаз". В России процесс банкротства может занимать до 2 лет.
"Для компании 'ЮКОС' это самая благоразумная стратегия, какую только можно себе представить - объявить о своем банкротстве вместо того, чтобы сидеть и дожидаться, когда будут за бесценок распроданы ее лучшие активы", - сказал Стивен Дашевски (Steven Dashevsky), глава аналитического отдела инвестиционного банка "Атон Капитал" в Москве.
Дашевски сказал, что компания "ЮКОС" по-прежнему должна заручиться согласием российского судьи, что далеко не точно, и даже если компания сумеет зарегистрировать банкротство, суд может назначить внешнего управляющего, который будет симпатизировать очевидному желанию государства разрушить эту компанию. Суд может также выдвинуть уголовные обвинения против менеджеров компании, если сочтет, что заявление о банкротстве является легкомысленным.
Несмотря на эти риски, сказали аналитики, руководство компании "ЮКОС", должно быть, рассчитало, что у него нет иного выбора, как только принуждать к скорейшему решению вопроса и одновременно, возможно, смущать президента Владимира Путина, который сказал, что не хочет, чтобы эта компания была разрушена.
Дело "ЮКОСа" расстраивает иностранных инвесторов, многие из которых видят в нем и в параллельных обвинениях в уклонении от уплаты налогов и в мошенничестве против основателя "ЮКОСа" Михаила Ходорковского кару за вмешательство Ходорковского в политику, которое люди в Кремле восприняли как шаг против Путина. Российские официальные лица говорят, что они просто стремятся наказать тех, кто обвиняется в финансовых преступлениях.