'Просто возмутительно'. Очень трудно не согласиться с такой оценкой руководства 'ЮКОСа' относительно новых налоговых претензий в размере десяти миллиардов долларов США, предъявленных государством крупнейшей в России нефтяной компании.
Среди всего этого произвола намерения государства начинают просматриваться все отчетливей: гонения на Михаила Ходорковского, главного акционера 'ЮКОСа', не прекратятся до тех пор, пока его компания не будет всеми правдами и неправдами уничтожена.
Вчерашнее решение совета директоров нефтяного гиганта о проведении чрезвычайного собрания акционеров, которые должны решить вопрос о том, объявлять или не объявлять компанию банкротом, только подтверждает это невеселое утверждение.
Теоретически банкротство должно обналичить остаточную биржевую стоимость акций компании за счет методичной продажи активов в счет погашения налоговых обязательств. Однако, к сожалению, обязательства 'ЮКОСа' представляют собой лавину произвольных налоговых требований, объем которых уже давно превысил самые пессимистические прогнозы. Теперь банкротство поставит 'ЮКОС' в полную зависимость от решений суда и действий судебных исполнителей.
Это вряд ли будет означать 'спокойную' продажу активов хотя бы потому, что иностранным компаниям, скорее всего, не позволят участвовать в торгах. Рыночная капитализация 'ЮКОСа' упала ниже своей расчетной номинальной стоимости после того, как было объявлено о ликвидации 'Юганскнефтегаза'. Инвесторы скептически относятся к тому, что банкротство позволит выручить достаточное количество наличных средств, даже если государство даст добро на его объявление.
Налоговые злоключения 'ЮКОСа' подтверждают предположение о том, что государство не успокоится, пока не лишит компанию всех ее активов. В итоге формальное банкротство почти наверняка повлечет за собой неминуемую амортизацию биржевой стоимости акции.