4 ноября 2004 года. На прошлой неделе спор из-за торговой марки российской водки переместился в самое невероятное из мест - федеральный суд в Манхэттене. Чтобы понять, как он туда попал, нужно знать кое-что о Бальзаке и о пристрастии к теориям российских заговоров, а также выпить приличную дозу напитка, который стал причиной этой заварушки.
Начало этого спора может показаться отдаленным. Одна принадлежащая государству Россия компания в прошлый четверг подала в федеральный окружной суд иск против нескольких компаний, владельцами которых являются россияне, и одного дистрибютора продуктов питания в Великобритании, утверждая, что именно она является законной владелицей торговой марки водки "Столичная", которую в народе чаще называют "столи".
Но жителей Нью-Йорка, любящих пропустить рюмашку, этот иск задел за живое. Английский дистрибютор, компания "Allied Domecq", утверждает, что ежегодно продает в Соединенных Штатах 20 млн. литровых бутылок "Столичной", что равноценно 120 млн. коктейлей "мартини", в состав которых входит одна из самых популярных в этой стране водок.
Это самый новый фронт в правовой тяжбе из-за торговой марки, которая ведется с момента, когда она была отнята у российского правительства более десятилетия назад.
В данном иске адвокаты, представляющие принадлежащую государству компанию с труднопроизносимым названием советских времен "Союзплодоимпорт", обвиняют компании, против которых выдвинут иск, в том, что те незаконно взяли себе торговую марку "Столичная". Ее украли, утверждают адвокаты, после того как в 1991 году распался Советский Союз.
"Данная торговая марка была незаконно присвоена, когда распался Советский Союз, - сказал один из адвокатов, Дэвид Квинто (David Quinto). Этот иск является "попыткой вернуть России те торговые марки, которые являются неотъемлемой частью ее национального наследия".
Компания "Allied Domecq" , которая в 2001 году представила в Соединенных Штатах права на данную торговую марку от российских партнеров, чьи компании зарегистрированы на Кипре и в Нидерландах, в заявлении указала, что эти права "неоспоримы", и что она станет их "активно защищать". Адвокат компании от комментариев отказался.
Это дело является типичным для экономической сумятицы после краха Советского Союза. Путем ряда правовых маневров назначенный государством в компанию "Союзплодоимпорт" управляющий превратил ее в частную фирму, которую он контролировал, говорят адвокаты компании. Данная торговая марка, которая для России значит то же самое, что для Америки гамбургер, была впервые зарегистрирована в 1960-х годах и позднее снова сменила владельца.
Затем в 2000 году, после правовых баталий между российским государством и российскими бизнесменами, которые были владельцами данной торговой марки, производство водки было переведено в Латвию, иногда колючего соседа России на Балтике, что стало для этих бизнесменом ощутимым ударом.
Адвокаты, защищающие Россию, сослались на французского писателя 19-го века Оноре де Бальзака (Honore de Balzac), когда описывали процесс продажи государственных активов, утверждая, что хитрые менеджеры сумели захватить солидные предприятия, пока государство, которое было слабым и изо всех сил пыталось удержать наплаву экономику, не обращало внимания.
Процесс приватизации в России, написали они, пожалуй, является самым лучшим современным подтверждением высказывания Бальзака о том, что "за каждым крупным состоянием скрывается преступление".
Они также использовали в иске схему, чтобы показать сложные переходы торговой марки из одних рук в другие.
Неважно, будь это преступление или законное приобретение (а в России 1990-х годов грань между ними была очень тонкой), обе стороны подали множество судебных исков.
Обе они ссылались на решения российских судов в свою пользу. Сражение перешло в другие страны. Это дело слушалось в одном суде в Нидерландах, где зарегистрирована одна из компаний.
Перебранка катилась дальше. Компании, в отношении которых сегодня выдвигает иски российское правительство, утверждают, что у них имеется письмо российского заместителя министра, подтверждающее, что покупка торговой марки была легальной, однако адвокаты, выступающие от имени российского государства, доказывают, что это письмо и стоящий на нем печатный бланк учреждения являются фальшивкой.
Компании заявили, что им нечего скрывать, и что они даже не удосужились поменять название компании, всего лишь выкинув из него одну букву "о" - "Союзплодимпорт".
Если начать глубже копаться в иске, обвинения становятся более тяжелыми. Одна из компаний была зарегистрирована на утерянный паспорт одной женщины-алкоголички, утверждали адвокаты. Одного из российских владельцев родственники его мертвого делового конкурента обвиняют в отравлении последнего, сказали адвокаты российского правительства.
Пока не ясно, станут ли американские суды слушать этот иск, и как это дело отразится на выпивохах, если отразится вообще. Появится ли у водки другой вкус, если производство вернется к российскому правительству? А как насчет перебоев в поставках?
Джейк Пендельтон (Jake Pendleton), бармен в баре "Zablozki's" в Уильямсбурге, Бруклин, не тревожится. "Дефицита нет", - сказал он.