15-е заседание Специальной рабочей группы (СРГ) по Каспийскому морю, которое завершилось на прошлой неделе в Москве, на этот раз возглавлял специальный представитель президента РФ Игорь Юсуфов, сменивший на этом посту седовласого Виктора Калюжного. Этот дипломат, смещенный с должности с началом второго срока президентства Владимира Путина, занимал несговорчивую позицию, особенно по отношению к Ирану. Пока не ясно, какую тактику выберет Юсуфов, однако новый спецпредставитель главы российского государства в начале и в конце работы указанного заседания СРГ выразил удовлетворение по поводу состоявшихся переговоров. Поступающая информация и сделанные по итогам заседания заявления свидетельствуют о том, что представители пяти прикаспийских стран (Россия, Иран, Азербайджан и Казахстан) сделали "холостой выстрел" на московском форуме и лишь ясно и открыто представили позиции своих государств по решению проблем Каспия.
Спецпредставитель иранского МИД по делам Каспийского моря Мехди Сафари заявил в Москве о том, что реализация представленной Тегераном формулы, в соответствии с которой Ирану причитается 20.4 процентов от водной толщи Каспия, представляется проблематичной, однако возможной.
Двадцать процентов - это предельно минимальная для Ирана цифра, так как меньшая часть идет в разрез с правами иранской нации на территориальную целостность. Поэтому Тегеран принимает все дипломатические усилия по получению именно двадцати-процентной доли на море.
Однако вопреки Ирану, который считает Каспий морем пяти стран и предпочитает принять юридический статус моря по принципу консенсуса всех государств, Азербайджан и Казахстан уверены в необходимости использования Конвенции о правовом режиме моря (1982 года), и предлагают отказаться от понятия "внутренний водоем" в отношении Каспия. Используя дипломатические приемы, Россия настаивает на разделе водной толщи и дна моря. И только Туркменистан имеет отличную от всех четырех соседних государств точку зрения по поводу каспийских проблем. Ашхабад проводит "сухую" дипломатию и не идет на уступки в разрешении существующих проблем. Более того, туркменский парламент заявил о признании 12-ти мильной зоны от прибрежной полосы Каспия территорией Туркменистана. Это государство не может договориться не только с Ираном, Россией и Казахстаном, но и имеет серьезные разногласия с Азербайджаном по поводу принадлежности спорных нефтяных месторождений "Гюнешли" и "Чираг". Более того, кризисная ситуация между Баку и Ашхабадом привела к взаимному закрытию своих посольств в этих странах в 2000 году.
По поступившим сообщениям, представители пяти прикаспийских государств обсудили в Москве вопросы военной деятельности на море, рыболовства, проблемы раздела углеводородных ресурсов и экологии. Заместители министров иностранных дел "пятерки" на состоявшемся ранее заседании СРГ достигли соглашения и подписали Конвенцию об охране окружающей среды. Однако, очевидно, что сохраняются серьезные противоречия по определению юридического статуса Каспийского моря. По словам министра иностранных дел России Сергея Лаврова, "стороны уже достигли согласия по 8-ми пунктам разрабатываемой Конвенции правового статуса Каспия. Между тем, в вопросах согласования оставшихся восьми пунктов указанного документа еще остались разногласия".
Необходимо отметить, что с учетом прошедших 13-ти лет после развала СССР, состоявшихся 15-ти заседаний специалистов рабочей группы по Каспию и одного саммита президентов прикаспийских государств позитивный результат достигнут только по 8-ми пунктам Конвенции правового статуса моря. В настоящее время необходимо выработать направления постепенного разрешения противоречий по восьми пунктам, которые являются "красной линией" для всех пяти стран.
В этой связи возникает много сомнений по поводу очередного саммита президентов прибрежных стран, проведение которого запланировано в конце нынешнего года в Тегеране. Могут ли быть сняты непреодолимые противоречия к намеченной встрече? Возможно, представители "пятерки" планируют разрешить разногласия на очередном заседании СРГ в Ашхабаде, однако нужно учитывать, что сохраняется серьезное различие точек зрения и взглядов между Ашхабадом, Баку и Тегераном.
Можно отметить, что за последние два года представители пяти прикаспийских стран провели 11 заседаний СРГ по Каспию и смогли только более ясно и четко определить позиции своих стран. Несомненно, в рамках сохраняющихся разногласий по выработке юридического режима моря остается только один путь - продолжение переговорного процесса и постепенное снятие существующих проблем с учетом взаимных требований и пожеланий, на что понадобится гораздо больше времени, чем планировалось.