Карл Роув (Karl Rove) возглавлял отдел стратегического планирования во время выборной компании Буша-младшего
3 ноября 2004 года. Политический царь Белого дома укрепил свое положение главного руководителя выборных кампаний страны. Республиканцы его любят. Демократы его боятся, и все сегодня соглашаются, что Роув - политический гений нашего века.
Итак, послушаем Роува.
В эпилоге к книге Боба Вудварда (Bob Woodward) "Plan of Attack" (План нападения) автор пишет о том, какой виделась Роуву президентская гонка в начале 2004 года.
Отметив, что Роув полагал, будто война в Ираке превращается в "потенциальный негатив" для кампании за переизбрание связки Буш-младший - Чейни (Cheney), Вудвард написал: "Ранее Роув утверждал, что у него выделяется слюна в предчувствии того, что демократы выдвинут своим кандидатом на президентских выборах 2004 года бывшего губернатора штата Вермонт Говарда Дина (Howard Dean). Однако Дин сошел с дистанции, а сенатор Джон Керри (John Kerry), демократ от штата Массачусетс, выиграл 12 из первых 14 первичных выборов (primary contests) в Демократической партии, и все выглядело так, что именно он будет выдвинут кандидатом в президенты".
Что мог сказать Роув по поводу этих событий? "Для нас хорошая новость, что Дин не является кандидатом" - доказывал теперь Роув одному из своих помощников в своем кабинете на третьем этаже Западного крыла (Белого дома). В диалоге с Бушем-младшим безусловное неприятие Дином иракской войны могло бы оказаться очень сильным аргументом. Впрочем, одной из сильных сторон Дина, о которой он мог заявить, было высказывание: "Я не принадлежу к этим людям". Но Керри был частью вашингтонской группировки и голосовал за резолюцию о войне. Роув вытащил свою папку-скоросшиватель толщиной 2 дюйма (1 дюйм = 2,54 см), на которой было написано "Напомнить об этом". В папке были результаты исследования 19-летней деятельности Керри в сенате США. Наиболее подходящими к данному случаю были страницы 9-20 раздела по Ираку.
Вудвард разъяснил, что "Роув считал, что они могут достаточно сильно прижать Керри за то, что при голосовании тот дал президенту 'зеленый свет' для начала войны, а затем изменил отношение к ней, потому что ему не понравились последствия войны, или же он увидел для себя какую-то политическую возможность. Как бы там ни было, Роув говорил так, как если бы был уверен в том, что в кампании против Керри они могут 'отмазать' президента от обвинений, связанных с иракской войной".
Роув, заметил Вудвард, "ликовал".
Десять месяцев спустя, когда во вторник вечером поступали отчеты о результатах голосования в штатах, ликование Роува стало казаться оправданным.
После всевозможных разоблачений в связи с неправильными действиями и лживыми высказываниями, которые администрация Буша-младшего использовала для вовлечения страны в иракскую авантюру, и после всех сообщений о том кошмаре, в который она превратилась, Америка, в сущности, сказала Джорджу Бушу-младшему: "Мы доверяем тебе разгрести эту навозную кучу больше, чем доверяем Джону Керри".
Это наиболее болезненная реалия кампании осени 2004 года. Несмотря на все эти разговоры об Ираке, серьезные дебаты относительно оккупации этой страны Соединенными Штатами так никогда и не состоялись.
Керри пытался выставлять себя как явную альтернативу Бушу-младшему и он в этом преуспел с точки зрения стилистики. Но, когда дебаты подошли к практическому вопросу, а именно, когда американские войска окажутся в безопасном месте, и когда иракцы в самом деле станут всем заправлять в своей собственной стране, все, что смог предложить Керри, это туманное обещание вывести войска "поскорее", прозвувшее как напоминание о "секретном плане" вывода войск США из Вьетнама, который пропагандировал Ричард Никсон (Richard Nixon) в 1968 году.
Было бы большой натяжкой предполагать, что Говард Дин обязательно стал бы более удобным противником для Буша-младшего, чем Керри. У Дина был достаточно большой багаж, чтобы заполнить несколько таких папок-скоросшивателей на столе Роува.
Но по большому счету Роув был прав. Демократический кандидат, который сумел дистанцироваться от резолюции о применении военной силы и плана нападения Буша-младшего, стал бы, как полагал Вудвард, "сильным в дуэли с Бушем-младшим".
Ну, конечно же, Буш-младший проиграл реальные дуэли. Но результаты выборов заставляют предполагать, что он не проиграл более широких дебатов относительно войны в Ираке. В ретроспективе всегда видно лучше, но стоит отметить, что многие прогрессивно мыслящие люди отвергли кандидатуру Керри в сезон первичных выборов, потому что они опасались - с учетом его голосования по вопросу применения военной силы - что он не сможет в полной мере привлечь Буша-младшего к ответственности за поспешное вступление в войну, которая сегодня стоила такого большого количества американских и иракских жизней. Они, подобно Карлу Роуву, оказались правы во вторник.