Состязания по выборам президента США в очередной раз расширили наш лексикон избирательной демократии. В долгую ночь, которая последовала за днем выборов, Джордж Буш думал, что сделал все, что мог, чтобы выиграть в решающем штате Огайо, чтобы объявить о победе на выборах. Однако до тех пор, пока самым тщательным образом не был учтен последний 'временный голос', вновь и вновь всплывал его соперник-демократ Джон Керри. В 2000 году неразбериха во Флориде совершенно четко показала остальному миру, что это обстоятельство могло на дни и недели 'подвесить' и парализовать смену режима в Вашингтоне.
Теперь есть много 'видов' голосов, и они учитываются с разной скоростью. Есть голоса, которые отдаются в день выборов, есть предварительные и 'временные голоса', которые, согласно законам штата Огайо, действительны и могут быть учтены в течение 10 дней. Таким образом Америка, возможно, сейчас опять не будет знать, кто у нее будет следующим президентом. Снова, возможно, политический процесс может оказаться заложником юридической сложности.
В последние годы США были так активно заняты демократизаторской миссией, что эта вынужденная пауза может предоставить ей столь необходимую передышку для того, чтобы признать, что некоторые, самые лучшие, черты демократии, и так уже используются повсеместно. Передача власти, растянутая на два месяца — от момента выборов до дня инаугурации — могла подходить отцам-основателям, привыкшим к неспешной экономике своих плантаций на восточном побережье.
Сейчас экономики, связанные между собой глобализацией, реагируют на события в режиме реального времени. Таким образом, для сверхдержавы наступило время учиться механизмам быстрого и основанного на строжайшей законности подсчета голосов, который существует в других крупных демократиях, вроде Индии, учиться процедурам, которые позволяют правительствам предъявлять права на четкие мандаты.
И еще, США будут распространять свою выборную шизофрению на остальной мир. Четыре года спустя, как предполагается, мир будут раздирать значительные идеологические разногласия. Сможет ли самая могущественная держава сохранять лидерство, удерживая режим свободной торговли и сдерживая любые протекционистские инстинкты? Будет ли она делить другие нации на союзников или друзей, исходя из сиюминутных национальных интересов, или она будет придерживаться признанных во всем мире дипломатических норм? Будет ли в 'войне с терроризмом во всем мире' понятие 'террора' определяться только в терминах американских интересов или исходя из интересов мира во всем мире? Следующий президент, без сомнения, будет играть значительную роль в установлении правил экономического, военного и дипломатического сотрудничества. Ни один избранный глава государства не может позволить себе подвергать сомнению и делать спорной свою программу просто-напросто из-за того, что у него в стране столь архаичное избирательное законодательство.