4 ноября 2004 года. Американская энергетическая компания "ExxonMobil" рассмотрит варианты поставок на мировые рынки природного газа, который добывается на российском Дальнем Востоке по грандиозному проекту "Сахалин-1", в сжиженной форме, заявил в четверг ее глава Ли Раймон (Lee Raymond).
Г-н Раймон в заявлении, ставящем в неудобное положение его компанию, которая всегда настаивала, что трубопроводный транспорт является наиболее выгодным по критерию "стоимость-эффективность" способом доставки природного газа, сказал, что возглавляемый компанией "ExxonMobil" консорциум рассмотрит несколько вариантов, включая сжижение природного газа, а также его транспортировку по газопроводам в Японию или в Китай.
Аналитики энергетических проблем говорят, что имеет смысл задуматься над сжижением природного газа, чтобы затем доставлять сжиженный природный газ судами потребителю, а на месте снова превращать его в газообразную форму. В этом случае участники проекта "Сахалин-1", который имеет извлекаемые запасы природного газа порядка 458 млрд. кубометров, смогли бы поставлять свой газ по контрактам с меньшим сроком действия в целый ряд стран.
Проект "Сахалин-1", который первоначально финансировало правительство Японии до того, как оператором стала компания "ExxonMobil", всегда имел намерение доставлять газ трубопроводным транспортом в Японию, рассматривая ее как свой единственный рынок. Однако японские компании коммунальных услуг, недавно переставшие быть регулируемыми и больше не подотчетные правительству, отказались подписать долгосрочные контракты, которые необходимы для того, чтобы газопровод стал экономически целесообразным.
Япония не испытывает национальной жажды к природному газу, а компании коммунальных услуг по существующим контрактам получают достаточно природного газа для обеспечения работающих на нем теплоэлектростанций. Токио хочет, чтобы проект "Сахалин-1" поставлял природный газ в Японию, исходя из долгосрочной политики диверсификации источников энергоносителей, чтобы освободиться от своей зависимости от поставок ближневосточной нефти.
Возглавляемый компанией "Royal Dutch/Shell" проект "Сахалин-2" стоимостью 10 млрд. долл. США, соседствующий с проектом компании "ExxonMobil", сумел обойти проект "Сахалин-1" отчасти потому, что стал поставлять на мировые рынки сжиженный природный газ. Японские компании коммунальных услуг подписали долгосрочные контракты на поставки 3,4 млн. т газа в год. К этому проекту проявили интерес также Южная Корея и американский штат Калифорния.
Аналитики энергетических проблем говорят, что, если проект "Сахалин-1" перейдет на сжиженный газ, ему, возможно, придется заключить соглашение с осуществляющим проект "Сахалин-2" консорциумом во главе с корпорацией "Royal Dutch/Shell", который строит вдоль всего острова Сахалин наземный газопровод протяженностью 800 км к двум заводам по сжижению природного газа, имеющим производительность 9,6 млн. т сжиженного газа в год. Администрация Сахалина, которая имеет свою долю в доходах от обоих проектов, выступает за совместное использование существующей инфраструктуры.
Джулиан Барнс (Julian Barnes), участвующий в проекте корпорации "Royal Dutch/Shell", сказал: "Мне неизвестно о каком-либо предложении участников проекта 'Сахалин-1' относительно совместного использования заводов по сжижению природного газа. Но мы готовы начать переговоры по этому вопросу, если это будет выгодно как им, так и нам и нашим партнерам".