Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Олигарх возвращается домой возрождать экономику Грузии

Каха Бендукидзе: Среди юных членов кабинета Саакашвили я выгляжу "старым слоном"

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Крайне либеральный по своим экономическим взглядам Бендукидзе, грузин по национальности, биолог по специальности, превратился в России в захватчика компаний и олигарха-мультимиллионера. Но он не принимал участия в крупных и спорных с точки зрения закона аукционах. Вместо этого Бендукидзе скупал мелкие компании и сливал их вместе. В июне этого года новый президент Грузии популист Михаил Саакашвили предложил ему уйти из своей компании "Объединенные машиностроительные заводы", вернуться на родину, которую он покинул после окончания учебы, и заняться поднятием экономических тяжестей.

ТБИЛИСИ, Грузия - Каха Бендукидзе, новый министр экономики Грузии, из окна своего кабинета в центре Тбилиси показывает на запущенную гостиницу для беженцев, обрамленную лучами заходящего солнца. "Видите это большое здание с заколоченными окнами? - спрашивает он. - Это будет либо первоклассная гостиница уровня "Four Seasons", либо офисное здание".

На одном из первых для нового министра аукционов по приватизации в этой бывшей советской республике гостиница "Иверия" на 330 номеров была продана немецким инвесторам. В этой гостинице все еще проживают более 1000 беженцев, прибывших сюда после гражданской войны в Грузии в начале 90-х годов. Это временное пристанище превратилось в постоянное. В рамках сделки стоимостью 2,3 миллиона долларов инвесторы обязались выплатить каждой семье по 7 000 долларов на приобретение новых квартир. Это вполне рыночная цена, но, конечно, не для центра Тбилиси.

Такое наследство оставил после себя бывший президент Эдуард Шеварнадзе, правивший страной более десяти лет, которые были годами политической стабильности, но экономического упадка.

По словам Бендукидзе, страдания сотен тысяч перемещенных лиц - это "огромная проблема". "Этих людей использовали в качестве инструмента политической борьбы, в качестве дамоклова меча. Они должны соединиться с обществом как все остальные, они должны иметь имущественные права".

Эти люди занимают часть наиболее ценного жилья в Грузии, от продажи которого Бендукидзе надеется получить средства для ликвидации результатов десятилетнего упадка и для возрождения страны, в которой больше половины населения проживает за официальной чертой бедности.

Крайне либеральный по своим экономическим взглядам Бендукидзе, грузин по национальности, биолог по специальности, превратился в России в захватчика компаний и олигарха-мультимиллионера. Но он не принимал участия в крупных и спорных с точки зрения закона аукционах. Вместо этого Бендукидзе скупал мелкие компании и сливал их вместе. В июне этого года новый президент Грузии популист Михаил Саакашвили предложил ему уйти из своей компании "Объединенные машиностроительные заводы", вернуться на родину, которую он покинул после окончания учебы, и заняться поднятием экономических тяжестей.

"Президент хотел найти состоявшихся, успешных грузин и использовать их опыт, - говорит Зейно Баран, специалист по Грузии в Никсоновском центре, исследовательском институте внешней политики, расположенном в Вашингтоне. - Бендукидзе один из очень немногих людей, кто сделал свой капитал в России легально".

Но господин Бендукидзе, крупный мужчина с большими планами, уже сломал немало копий в своих попытках осуществить в Грузии рыночные реформы. Главным образом он, Саакашвили и круг грузинских реформаторов стремятся добиться резкого подъема экономики путем приглашения в страну иностранных инвесторов.

При Шеварнадзе многие частные предприятия были приватизированы, за исключением отдельных, самых крупных, таких как Батумский нефтяной терминал. Однако в списке Бендукидзе 1 800 предприятий всех размеров, включая проктологическую клинику, виноградники, заводы, одну гидроэлектростанцию, устаревший аэропорт и черноморские курорты (вместе с живущими там беженцами). В пыльном здании министерства экономического развития, находящемся рядом с главным проспектом столицы, Бендукидзе установил горячую телефонную линию и вебсайт, предназначенные для всех, кто заинтересован в покупке государственной собственности. Вокруг засновали турки, европейцы, американцы и особенно русские.

Грузия со своими виноградниками похожа на Северную Калифорнию, однако ее элегантные здания видали и лучшие времена. Эта страна все еще относится к разряду развивающихся. Доход на душу населения здесь составляет около 3 000 долларов в год. Даже в столице электричество бывает не постоянно, а телефонные линии устарели.

"Мы должны в течение 50 лет развиваться с ежегодными темпами прироста в 6 процентов, и только при отсутствии ошибок сможем догнать остальных", - говорит Бендукидзе. Он хочет превратить Грузию в некое подобие Новой Зеландии, страны, радикальные министры финансов которой - сэр Роджер Дуглас в 80-х и Рут Ричардсон в 90-х - "превратили отсталую, медлительную экономику в высокодинамичную".

48-летний Бендукидзе говорит, что среди юных членов кабинета Саакашвили он выглядит "старым слоном".

Господин Бендукидзе редко говорит спокойно, его вспыльчивый характер хорошо известен среди иностранных организаций. В одном из репортажей Би-Би-Си сообщалось, что, выступая по грузинскому телевидению, он назвал представителей Международного Валютного Фонда "дураками", когда они порекомендовали воздержаться от предложенного им существенного снижения налогов. А один сотрудник Всемирного Банка вспоминает, как Бендукидзе поносил его в своем кабинете.

Бендукидзе не извиняется за свои воззрения. "Без иностранной помощи вы независимы, а это очень важно, - говорит он. - Когда главным источником пополнения расходной части бюджета становится иностранная помощь, это ужасно".

В 2005 году общий бюджет Грузии составит 1 миллиард долларов, причем 150 миллионов или пятнадцать процентов из этого объема составляют иностранные кредиты и гранты. Он хочет за три года свести объем иностранной помощи к нулю.

За свои поиски частных инвесторов Бендукидзе зачастую подвергается критике. Говорят, что он совершенно не учитывает политические моменты, страдая полным отсутствием политического чутья. Скотт Хортон, партнер нью-йоркской юридической фирмы "Patterson, Belknap, Webb&Tyler", взявший в 1994 году на работу Саакашвили, когда тот окончил юридический факультет Колумбийского университета, говорит, что грузины очень болезненно относятся к инвесторам из России.

"В Армении и других странах русские скупили все, и сейчас эти страны очень зависят от Москвы, - сказал он. - Грузины этого не хотят. А Бендукидзе не обращает на это внимания".

Бендукидзе заявляет, что хочет привлечь как можно больше покупателей - откуда бы они ни были.

И что, в результате получится "Грузия Инкорпорейтед"? Не совсем так, отвечает Бендукидзе.

В России он руководил компанией, которая стоила в два раза дороже, чем бюджет Грузии, и в семь раз дороже, чем сегодня составляет сумма внешнего долга страны. И он свободно нанимал и увольнял людей безо всяких политических последствий.

В Грузии ситуация иная. Но он настроен решительно. Бендукидзе хочет показать пример путем сокращения чиновничьего аппарата своего министерства в 2400 человек на две трети. По его словам, единственный способ вытянуть Грузию из болота бедности состоит в том, чтобы сократить раздутые штаты, покончить с коррупцией и взять под контроль влиятельные политические круги, обладающие особыми правами и интересами.

"В стране полно людей, которые владеют или управляют государственной собственностью, тратят государственные деньги, а доходы кладут в собственные карманы, - говорит Бендукидзе, - и я говорю не о двух или трех человеках; это руководители организаций с тысячами сотрудников, которые никому не нужны, с рабочими, не производящими никаких ценностей".

"Именно поэтому в Грузии меня ненавидят больше всех", - добавляет он с усмешкой.

Совместно с министерством финансов Бендукидзе готовит для представления в парламент проект нового закона, по которому ставка подоходного налога с физических лиц будет снижена с 20 до 12 процентов, будут урезаны налоги на прибыль корпораций, а также будет отменено государственное регулирование в сфере банковского и страхового дела.

Он также предлагает разрешить банкам и страховым компаниям из 30 стран-членов Организации экономического сотрудничества и развития создавать здесь свои отделения, а также использовать при расчетах в заключаемых сделках доллары и евро.

Наибольший спор в Грузии и за ее пределами вызывают усилия Бендукидзе отменить сделки, которые, по его мнению, в эпоху Шеварнадзе были заключены несправедливо и нечестно. Особенно это относится к продаже в 1999 году Батумского нефтяного терминала. По словам Бендукидзе, эта приватизационная сделка, частично профинансированная американской правительственной организацией "Overseas Private Investment Corporation", "была незаконной". На просьбу прокомментировать такое заявление "Overseas Private Investment Corporation" не откликнулась.

Карин Лиссакерс, советник Института открытого общества, группы, поддерживаемой миллиардером Джорджем Соросом, которая расположена в Нью-Йорке и оказывает помощь администрации Михаила Саакашвили, говорит, что для Грузии экономически важно восстановить контроль над крупным портом Батуми. По ее словам, все доходы от таможенных поступлений из этого порта шли не в Тбилиси, а в карман Аслана Абашидзе, низложенного лидера Аджарии, региона, где расположен Батуми.

Руководит терминалом Ян Бонд Нильсен, датский бизнесмен и близкий единомышленник бывшего регионального руководителя. "Мы сказали ему, что хотим видеть его в качестве партнера, но правительство Грузии также хочет иметь свою долю от доходов", - говорит Бендукидзе. Господин Нильсен также не ответил на наши телефонные звонки, когда мы хотели получить от него комментарии.

А как насчет явного несоответствия между теми правилами, которые он устанавливает в Грузии - относительно прозрачных и честных приватизационных сделок с законными имущественными правами, и тем, что многие его друзья-олигархи в России совершенно не следовали данным правилам в период "дикой" приватизации в этой стране?

"Извините, - говорит он, разводя руками, - эта игра окончена".