Москва. Одно желание российского президента Путина исполнилось. Джордж Буш переизбран президентом США. Перед выборами Путин дал понять всей мировой общественности, что он приветствовал бы переизбрание Буша. Лейтмотив его позиции: никаких экспериментов с российско-американскими отношениями. Высказывания политического окружения Керри дали понять России, что демократы будут более жестко относиться к русским, например, в связи с нарушениями прав человека в Чечне или отходом от курса демократических реформ, чем республиканцы. Этот отход проявляется, по оценке многих иностранных наблюдателей, в ограничении свободы прессы, унификации телевидения, отмене выборов губернаторов или в так называемой 'судебной реформе'. К тому же у Москвы есть сведения, что Керри будет пытаться использовать свое согласие на вступление России в ВТО в качестве рычага для политического давления в целях корректировки курса Кремля. Москва, конечно, не ждала ухудшения отношений при президенте Керри, однако принимала во внимание их возможное осложнение. Напротив, Буш считается на берегах Москвы-реки прагматиком. Здесь уже знают его образ мышления, знают, как он может среагировать в критических ситуациях, и уже приспособились к этому.
Примеров американо-российского сотрудничества за прошедшие годы было предостаточно. Поскольку для стабильности у южных границ России было выгодно, чтобы американцы устранили режим талибов, то Путин не воспротивился ни переброске стратегических грузов в Афганистан по воздушному пространству СНГ, ни присутствию американских военных в Средней Азии.
Бушу же, со своей стороны, было очень кстати, что Путин, хотя и критиковал вторжение в Ирак, но обеспечил ему аргумент, сообщив летом мировой общественности, что у российских спецслужб есть информация о том, что режим Саддама планировал теракты против Америки. К тому же Путин не отказался от сотрудничества и в Совете Безопасности ООН. Теперь Путин вполне может надеяться на то, что Буш признает акции чеченских террористов частью 'наступления международного терроризма во всем мире', а войну Москвы в Чечне борьбой с 'международным терроризмом'. Часть российских экспертов считает к тому же, что Буш будет меньше мешать русским проводить политику консолидации СНГ под эгидой России.
С другой стороны, совершенно не обязательно, что Путина будет устраивать продолжительное военное присутствие американцев в Средней Азии, поскольку это может пойти вразрез с его планами в рамках СНГ. Путин, как показали, например, заключенные недавно договоры с Таджикистаном, хочет снова закрепиться в этом регионе. Согласно одному из этих договоров, Россия получила возможность для размещения спутниковой системы противоракетной обороны под охраной российских военных. Не исключено также, что между Россией и США возникнет конфликтная ситуация в связи с доступом к нефтяным и газовым месторождениям в районе Каспийского моря. Не ясно также, готова ли Россия более свободно допускать американцев к своим нефтяным и газовым месторождениям. Но как раз это американцы делают условием для крупных американских инвестиций в России.
Россия вместе с Францией и Германией была основным противником войны в Ираке. Однако Путин выступал более мягко, чем Ширак и Шредер. Он ценит Буша как прагматика и не ждет от него резкой критики в отношении своих реформ.