Деннис Росс (Dennis Ross) - бывший директор Государственного департамента США по политическому планированию при президенте Джордже Буше-старшем (George H.W. Bush) и посланник президента Билла Клинтона (Bill Clinton) на Ближнем Востоке. В настоящий момент - советник в вашингтонском Институте ближневосточной политики, автор книги 'Упущенный мир: история борьбы за мир на Ближнем востоке, рассказанная ее участником' ('The Missing Peace: The Inside Story of the Fight for Middle East Peace')
Заканчивается целая эпоха в истории Ближнего Востока. Ясир Арафат (Yasser Arafat) возглавлял палестинское движение за независимость с шестидесятых годов прошлого века. Хотим мы этого или нет, но на протяжении многих лет он был кумиром палестинского народа. Палестинцы верят, что именно он смог поставить дело освобождения Палестины на повестку дня международного сообщества и сделать так, что национальные устремления его народа уже никто не мог игнорировать. Он противостоял попыткам лидеров арабских стран манипулировать Палестиной в своих интересах. Он бросил вызов Соединенным Штатам и Израилю, которые, по мнению палестинцев, унижают их и не признают их прав. И, наконец, Ясир Арафат добился, по крайней мере, внешнего единения народа, который на протяжении всей своей истории раздирали клановые, племенные, региональные и идеологические противоречия.
И не важно, что из сделанного Арафатом - миф, а что реальность. В действительности Арафат всегда добивался большего успеха как символ, нежели чем как лидер нации. В качестве символа ему нужно было только вдохновлять массы. Как лидеру ему приходилось принимать сложные решения, делать выбор, и в этом смысле он был менее решителен. Арафата будет не хватать именно как символа. Для большинства палестинцев он был живым воплощением их стремления к независимости. Возможно, скоро Ясир Арафат оставит о себе только воспоминания.
Даже самые суровые критики Арафата в Палестине, которые считают, что он вел страну не к будущему, а толкал ее в прошлое, признают, что после его ухода в стране образуется вакуум. Движение потеряет своего идейного вдохновителя и отца, что будет сильным моральным ударом. В практическом же отношении Арафат был единственным, кто обладал реальной властью, и, даже если он почти ничего не делал для того, чтобы положить конец хаосу и анархии на Западном берегу и в Секторе Газа, он, по крайней мере, мог предпринять какие-то реальные шаги в этом направлении.
Именно из-за отсутствия сильного лидера в Палестине образуется вакуум власти, и наверняка начнется борьба за власть. Однако палестинцы боятся сильных раздоров, и различные группы внутри организации Фатх (Fatah), возглавляемой Арафатом, а также Фатх и, например, движение Хамас (Hamas) будут вести диалог. По всей вероятности, они достигнут соглашения о поддержании стабильности и предотвращении конфликта, по крайней мере, на время. Возможно также, что у страны будет коллективное руководство.
Однако все возможные сценарии будут только маскировкой вакуума власти. Они не смогут гарантировать законность принимаемых решений огромной важности. Сможет ли руководство, в основе которого лягут личные договоренности, обеспечить выполнение Палестиной ее обязательств, в то время как Израиль будет уходить из Сектора Газа? Сможет ли оно гарантировать выполнение договора о прекращении огня, чтобы Израиль мог освободить территорию в обстановке мира, а не насилия? Как будет вести себя Хамас, учитывая желание этой организации доказать, что это именно она заставила Израиль покинуть палестинские земли?
Дело в том, что Хамас может не согласиться с решениями, которые будут означать конец насилию, даже если такие решения будут исходить от законно избранного правительства. Выборы обеспечили бы законность нового руководства. Всенародные выборы - это единственный способ для преемника Арафата получить законную власть. Передача власти, осуществленная с помощью частного диалога между различными политическими группами, возможно необходима для обеспечения стабильности во время переходного периода и возможности проведения выборов. Однако если у палестинского народа не будет возможности принять участие в избрании преемника Арафата, никто из вероятных кандидатов не будет иметь реальной власти и чувствовать себя в безопасности.
Палестинские политики, ратующие за перемены, давно настаивают на необходимости проведения выборов. Они продвигали эту идею в организации Фатх, пытаясь оспорить политику, проводимую Ясиром Арафатом и его 'старой гвардией'. В начале Арафат был против выборов, но, в конце концов, понял, что не сможет предотвратить их, и выборы состоялись в Секторе Газа. Реформаторы также настаивали на проведении выборов в муниципальных образованиях. Арафат не был в восторге и от этой идеи, но соответствующим образом настроенные члены правительства настаивали и вскоре получили одобрение Законодательного совета. Муниципальные выборы состоятся в начале следующего месяца. Ясно, что выборы рассматриваются как возможность создать политические силы, не зависимые от Ясира Арафата. Однако желание участвовать в голосовании и без того сильно в палестинском обществе. Несмотря на то, что, в силу обстоятельств, бывает трудно добраться до регистрационных центров, 67% жителей Палестины, имеющих право голоса, уже зарегистрировались.
В выборах есть еще один положительный момент: они создадут основу для возобновления диалога между Израилем и Палестиной. Организаторам выборов нужно будет вступать в переговоры с израильскими военными, при условии, что они еще будут находиться на территории Газы и Западном берегу и проводить там операции. Чрезвычайно важно согласовать месторасположение израильских войск и то, что они и палестинцы должны и не должны делать в случае проведения выборов. Участие Соединенных Штатов в координационных усилиях Израиля и Палестины до выхода Израиля из Газы и Западного берега, могло бы помочь заложить основу для прекращения каждодневных столкновений и возобновления политического процесса.
Вовлечение палестинцев, которые уже задумываются о своем будущем без Арафата, в политический процесс может способствовать стабилизации в стране и помочь разрядить напряженность в отношениях между Израилем и Палестиной.