'Раис' Арафат никогда не вмешивал в арабо-израильский конфликт вопрос религии.
Ясир Арафат (Yasser Arafat) был, прежде всего, творцом истории. Избранный в 1969 году лидером ООП, служившей на тот момент интересам различных арабских режимов, он начал свое изгнание - Египет, Иордания, Ливан, Тунис - и оставался странником до тех пор, пока скромно, но одновременно и триумфально, не вернулся в 1994 году в тесную и густонаселенную Газу, надеясь основать независимое государство со столицей в Иерусалиме. Из всех произнесенных им фраз и жестов больше других запомнятся слова о том, что борьба будет продолжаться до тех пор, пока трижды священный палестинский флаг не станет развеваться над минаретом каждой мечети и над колокольней каждой церкви Иерусалима, и тот знак виктории, который он, всегда улыбаясь, упрямо показывал поднятой вверх правой рукою.
Арафат был политиком, никогда не смешивавшим арабо-израильский конфликт и вопрос религии. Факт остается фактом: израильское государство, пытавшееся нейтрализовать светский характер ООП, - этой вершины исторической мысли египетского 'раиса' Гамаля Абдель Насера (Gamal Abdel Nasser), поддержанного и основателями партии 'Баас' Сирии и Ирака - финансировало в восьмидесятых годах исламское движение 'ХАМАС'. Созданная Арафатом могущественная группировка 'ФАТХ' смогла разрастить на плодородной почве лагерей беженцев в Иордании, Ливане, Сирии и в колониях палестинских эмигрантов в нефтяных эмиратах Персидского залива.
Моя первая встреча с Арафатом произошла в окружении федаинов и солдат арабского легиона короля Хусейна (Hussein). Тогда Арафат был олицетворением бойца движения за национальное освобождение. К тому времени он уже стал легендой, героем, чью голову украшала черно-белая куфия. 'Раис', скрывавший под ней свою рано появившуюся лысину, сумел возвести традиционный арабский платок в категорию национального символа Палестины. В ту эпоху он сначала потерпел поражение от иорданской армии, а позднее, в 1982 году, от израильских солдат: по приказу тогдашнего министра обороны Ариэля Шарона (Ariel Sharon) вооруженные силы Израиля на протяжении двух летних месяцев вели беспощадный обстрел осажденного Бейрута, после чего Арафат был вынужден оставить этот город на востоке Средиземноморья. Я видел как он покидал ливанскую столицу через лежавший в руинах порт, где должен был подняться на борт корабля ВМФ Франции, который доставил его в первый пункт назначения нового скитальчества - в Египет. А оттуда с когортой охранников, чиновников и руководителей ООП в Тунис. И только в 1993 году сильно ослабленный своей тактической поддержкой президента Саддама Хусейна (Saddam Hussein) в первой войне в Персидском заливе Арафат начал вести секретные переговоры с израильскими руководителями о подписании договора. Принятое в Осло соглашение позволило ему в обмен на признание государства Израиль и ограничение своих притязаний на независимость двумя территориями - Западным берегом реки Иордан и Сектором Газа - вернуться на столь желанную, хотя и искромсанную родину.
Год спустя я стал свидетелем его возвращения в Газу со стороны египетской границы и поездки на бронированном 'Мерседесе' по пыльным и запущенным улицам того городишки, что был теперь столицей его автономии. Подразделения палестинской полиции сопровождали его во время тех трогательных церемоний, когда он получал в свое распоряжение брошенные израильскими солдатами после 17 лет оккупации деревеньки. Формирование Палестинской Национальной Автономии - этого эмбриона государства - предполагало, прежде всего, отстранение ООП на второй план, объединение появившихся в изгнании разнородных вооруженных организаций, а, кроме того, и сбор - за счет так называемых внутренних палестинцев - беженцев, находившихся на территории Иордании, Ливана и Сирии. Несмотря на то, что Арафат по-прежнему носил военную форму и не расставался с пистолетом, с ним уже начали происходить метаморфозы, превратившие его в государственного лидера, избранного президента хрупкого палестинского объединения.
На самом деле 'Старик', как его обычно называли приближенные, уже достаточно давно пытался заручиться поддержкой и доверием США в качестве предварительного условия, необходимого для начала переговоров с Израилем. Еще в 1974 году на заседании Генеральной Ассамблеи ООН он произнес свою знаменитую речь, предложив мир с ветвью оливкового дерева в руке. При этом вторая его руках сжимала револьвер в знак того, что он готов до конца бороться за создание независимого палестинского государства. Харизматичный герой для одних, и демоническая личность для других, осажденный и униженный в Рамалле враг N1 Ариэля Шарона, персона нон грата в Сирии и многих других арабских странах, влачивший аскетическое существование в неоднократно спасавшем ему жизнь бункере, не расставался со своей националистической мечтой. После неудачных переговоров в Кэмп-Дэвиде, проходивших под покровительством Била Клинтона (Bill Clinton), маленькая, раскромсанная, уязвимая страна Арафата под непрекращающимися нападками израильтян погрузилась в нищету и коррупцию. На поверхность всплыли авторитаризм и кумовство его режима правления. Арафат умирает в момент, когда уже больше не может творить историю своего народа - сироты без государства среди прочих народов Ближнего Востока.