Оператор проекта 'Сахалин-1', компания Exxon Mobil ведет переговоры с китайской стороной об организации поставок всего добываемого газа в КНР. Однако в сахалинском проекте принимают участие также и японские энергетические компании, такие как Itochu JAPEX и JNOC, существовал так же план прокладки газопровода в Японию.
По мнению некоторых экспертов, в переговорах Exxon Mobil участвует одна из крупнейших энергетических компаний Китая — Китайская национальная нефтегазовая корпорация CNPC. Стороны намерены согласовать все вопросы относительно транспортировки газа в КНР до весны будущего года.
Изначально предполагалось, что в Японию будут осуществляться масштабные и долгосрочные поставки газа — до 480 млрд. кубометров в течении шести лет. Помимо Exxon Mobil (30% акций) в реализации проекта участвуют японские компании (30% акций), компании России и Индии (по 20% акций). Согласно первоначальному проекту в Японию должен быть проложен трубопровод длинной до 1,5 тысяч километров для поставок сырья японским газовым электроэнергетическим компаниям. Обеспокоенное вопросами обеспечения энергетической безопасности японское правительство уделяло немалое внимание этому плану и оказывало финансовую поддержку через корпорацию JNOC.
Однако по целому ряду причин проект прокладки трубопровода в Японию находится в состоянии застоя. Начинает проявлять беспокойство одна из крупнейших японских электроэнергетических компаний TEPCO (Tokyo electric power company).
В настоящее время общая сумма капиталовложений составляет 100 трлн. иен. Стремясь к скорейшей окупаемости затрат, оператор проекта решается на проведение переговоров с китайской стороной. Учитывая колоссальный рост энергетических потребностей КНР, можно понять, почему Китай заинтересован в поставках всего газа, добываемого в ходе реализации проекта.
Однако даже если КНР станет главным импортером сахалинского газа, нельзя сказать, что Япония полностью утрачивает доступ к нему. Ведь значительную роль в разработке месторождений продолжают играть именно японские компании. Следует отметить также, что для решения вопроса поставок газа из Сахалина существует также необходимость пересмотра правительственной стратегии энергетической безопасности Японии.