Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Новый тиран и его приспешники

Владимир Путин окружил себя приспешниками родом из советского прошлого

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Анна Политковская - одна из самых известных и самых бесстрашных радикальных журналисток России. Она рассказывает о коррупции и криминальных связях новой элиты, двуличии бюрократов и прежде всего о непрекращающемся ужасе чеченской войны. В этой ее новой книге мишенью критики становится сам Владимир Путин, 'человек с неприметным лицом', бывший агент тайной полиции, правящий Россией как царь в президентской шкуре. Книга отличатся резким стилем и смелыми поворотами - эта книга не для тех, кому хочется приятного чтения. Наоборот, она бьет как пощечина. Автор намеренно хочет вызвать гнев читателя.

Анна Политковская - одна из самых известных и самых бесстрашных радикальных журналисток России. Она рассказывает о коррупции и криминальных связях новой элиты, двуличии бюрократов и прежде всего о непрекращающемся ужасе чеченской войны. В этой ее новой книге мишенью критики становится сам Владимир Путин, 'человек с неприметным лицом', бывший агент тайной полиции, правящий Россией как царь в президентской шкуре. Книга отличатся резким стилем и смелыми поворотами - эта книга не для тех, кому хочется приятного чтения. Наоборот, она бьет как пощечина. Автор намеренно хочет вызвать гнев читателя.

Говоря о Путине, Политковская не разбирает в хронологическом порядке, какую политику он проводил тогда-то и тогда-то. Она просто выдает серию взаимосвязанных тем, начиная с российской армии. Как прокурор на суде, она представляет присяжным улику за уликой, документ за документом.

Первый обвиняемый - офицер Юрий Буданов, изнасиловавший и задушивший чеченскую девушку Эльзу Кунгаеву во время службы 'в зоне контртеррористической операции'. Оказывается, он вообще не ожидал, что его за это накажут. Когда его дело дошло до суда, казалось, будто ему сочувствует вся Россия. Возможно, то покажется несколько странным, пишет Политковская, поскольку он убил ребенка, причем самым изуверским способом. Но, поскольку тот ребенок был чеченским, и поскольку солдат признался, что скучает по собственной дочери, нация восстала за одного из своих сыновей. Только вмешательство компетентного судьи (и предвыборная активность Путина) смогли переломить ход процесса и признать Буданова виновным.

Защита Буданова строилась на том, что он испытал стресс, на время лишивший его разума. Такой удобный диагноз поставили в Институте имени Сербского, который при Брежневе приобрел дурную славу тем, что загонял диссидентов в палаты психиатрических лечебниц. Кроме того, эксперт, осматривавший Буданова - Тамара Печерникова - работала еще в те черные времена, и особенно выделялась готовностью диагностировать шизофрению у любого инакомыслящего.

Политковская пишет: 'Черные истории, как раковая опухоль, всегда возвращаются, и против них существует только один - радикальный - способ лечения: время от времени смертельные клетки необходимо вырезать. Мы же этого не сделали'.

К этой теме она вернется еще не раз.

Кагэбэшник Путин окружил себя приспешниками - также выходцами из прошлого. Эти люди не изменили своим авторитарным привычкам. Политковская не устает повторять, что их необходимо было вытащить на свет, когда пал коммунизм, что их судьбу должно было обсуждать все общество. Единственный способ борьбы с ползучей тиранией - пролить на нее свет, пока не будет слишком поздно. Это - а также требование международного суда над этими людьми - и есть кредо Политковской.

Проблема в том, что дорогу к свободе затрудняют и другие трудности, доставшиеся России по наследству от коммунистического режима, и первая из них - бедность. За пределами сверкающей столицы большинство населения в России очень бедно. Политковская посещает базу подводных лодок на Камчатке, где голодают все - инженеры, специалисты и даже их адмирал, а их подлодки разъедает ржавчина. Вложения в этот сегмент российской обороны уже не так важны, как раньше.

Уже не так важно и сохранение лесов, и будущее окружающей среды, и здоровье и занятость населения. Политковская рисует схему, как работает экономика в таких условиях. Ее портрет уральской мафии, держащей за горло промышленность и все богатства региона леденит душу, это одна из самых сильных частей книги.

Но больше всего поражает воображение ее рассказ о том, какова судьба чеченцев в сегодняшней России. После захвата театрального центра в октябре 2002 года полиция начала облавы на московских чеченцев в поисках 'зачинщиков' и 'заговорщиков'. Им просто нужно было кого-то арестовать. Чаще всего использовался трюк с подбрасыванием в карман маленького пакетика героина.

Эта книга напоминает о том, что творилось в этой стране в темную советскую эпоху, но она должна стать тревожным сигналом для тех, кто живет в ней сегодня. Большинство русских - не взяточники, не мафиози и не злодеи, но их бездействие, фатализм и отсутствие личной воли развязывает руки для всякого рода злоупотреблений. Политковская хочет, чтобы мы увидели все с полной ясностью, чтобы не получилось просто пожать плечами и пробормотать, мол, у них вечно там такой бардак. Чеченская война потому и продолжается, что люди пожимают плечами.

Тон этой книги, может быть, раздражает. Но то, что говорит эта потрясающая женщина о лицемерии, о расизме и о войне с террором, должно отозваться в душе каждого из нас.

Кэтрин Мерридаль - преподаватель новейшей истории в колледже Куин Мэри (Queen Mary College) Лондонского университета

------------------------------------------------------

Архив ИноСМИ.Ru

Анна Политковская: За что я не люблю Путина ("The Independent", Великобритания)

Анна Политковская: Репортажи с дикой войны ("The Guardian", Великобритания)

Анна Политковская: Отравленные Путиным ("The Guardian", Великобритания)

Анна Политковская: Я выжила просто чудом ("RTL Radio France", Франция)

Анна Политковская 'Уголок ада' (Книги о России)